НБ Китая в 1996 году начал активную борьбу с небанковскими финансовыми компаниями, осуществляющими неразрешенные им операции; кульминацией борьбы стало закрытие 133 из 570 действующих в стране таких структур. Среди закрытых институтов — дочерние компании четырех крупнейших государственных банков (Банка Китая, Банка народного строительства , Сельскохозяйственного банка, Промышленно-коммерческого банка), мелкие городские и сельские кредитные кооперативы, дочерние предприятия страховых, фидуциарных и инвестиционных компаний.
Применяются в Китае и более радикальные меры в области надзора за деятельностью кредитных учреждений. Например, в 1996 году суд г.Чжоншаня провинции Гуадун вынес смертные приговоры двум менеджерам Банка Китая за злоупотребления с резервным фондом в размере 710 млн юаней (86 млн долл.), созданным для проведения операций с кредитными карточками «Великая
стена». До ареста приговоренные занимали должности начальника и заместителя начальника отдела в филиале банка в Чжоншане. Два других сотрудника банка получили по пять лет тюремного заключения за невыполнение надзорных функций.
Немного ранее, в 1995 году, китайский суд приговорил девять высокопоставленных госслужащих, включая трёх банкиров, к различным срокам заключения от 8 лет, в том числе к высшей мере наказания, по обвинению в коррупции, охватившей более 400 тысяч чиновников. Вице-президенту Жухайского международного траста и инвестиционной компании был вынесен смертный приговор за получение взятки в размере 450000 юаней (55300 долл.) и пары наручных часов. Директор отдела национальных кредитов также приговорен к смертной казни за злоупотребление служебным положением и растрату 1,15 млн юаней.
Таким образом в Китае пытаются подавить криминальную активность на нарождающихся финансовых рынках: в 1996 году количество преступлений с акциями, облигациями и коммерческими бумагами увеличилось на 87,8% по сравнению с предыдущим годом, а споры по финансовым контрактам — на 32%, что свидетельствует о том, что финансовые нарушения стали серьезной проблемой в Китае.
Недавно в Уголовный кодекс страны были внесены поправки, трактующие отмывание денег и операции с ценными бумагами на основе конфиденциальной информации как уголовные преступления. Однако до сих пор законодательное собрание не приняло пересмотренные основополагающие законы о торговле ценными бумагами и фьючерсами. В 1995 году после большого скандала в Шанхае был введен запрет на облигационные фьючерсы, что затормозило развитие рынка производных финансовых инструментов.
В период с 1978-го по 1994 год количество денег населения Китая, находящихся на банковских вкладах, увеличилось в 101 раз, достигнув рекордной цифры в 235 млрд долл. В таких условиях неслучаен интерес, проявляемый к этой стране иностранными банками.
До 1985 года иностранные банки имели право открывать в Китае только представительства. Их число в настоящее время составляет около 300. С 1985 года инобанкам было предоставлено право открывать в 12 специальных экономических зонах (24 городах) отделения и филиалы. Для образования филиала головной банк должен обладать валютой баланса в размере 20 млрд долл. и предста
вить 35 млн долл. дотационного капитала, а также иметь представительство, работающее на китайском рынке не менее двух лет. Народный банк Китая выдает разрешение на открытие филиалов банкам из стран с эффективной системой банковского надзора при наличии благоприятных политических отношений с данной страной и при условии соблюдения принципа взаимности. Создание совместных банков с участием иностранного капитала не получило широкого .распространения ввиду множества проблем, с которыми сталкиваются участники СП в процессе согласования с китайской стороной.
Длительное время иностранные банки не имели доступа к операциям в национальной валюте и в основном работали с корпоративными клиентами, финансировали их внешнеторговые сделки и приобретали ценные бумаги. Сторонники постепенных преобразований в экономике возражали против либерализации политики в отношении инобанков в связи с тем, что в стране пока ещё нет достаточно развитого рынка и системы регулирования, которые позволяли бы осуществлять полный контроль за деятельностью инобанков в случае отмены ограничений. Кроме того, они критиковали низкие налоговые ставки для инобанков (15%). На это приверженцы курса быстрых реформ, в том числе и НБК, возражали тем, что установленные для инобанков налоговые ставки обычно консолидируются в книгах материнских компаний как прибыль и с этой прибыли взимается налог в стране, где находится головная контора этой компании. В Японии, например, этот налог может достигать 60%. По мнению сторонников открытия внутреннего рынка для зарубежных банков, расширение допуска в страну инобанков обеспечивает столь необходимую конкуренцию и способствует внедрению и распространению современных методов управления.
Смотрите также
Денежное обращение
Анализ
динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с
оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост
невозможно без решения пробл ...
Предпроектное
обследование объекта автоматизации
...
Виды электронного банковского обслуживания
Сегодня любой банк во всем
мире выполняет три основные функции: сбор денежных средств, их перемещение, и
кредитование ими. Сбор денежных средств сам по себе стоит банку денег, на
перемещени ...




Великобритания
Германия
Франция
Швейцария
США
Япония