НБ Китая в 1996 году начал активную борьбу с небанковскими финансовыми компаниями, осуществляющими неразрешенные им операции; кульминацией борьбы стало закрытие 133 из 570 действующих в стране таких структур. Среди закрытых институтов — дочерние компании четырех крупнейших государственных банков (Банка Китая, Банка народного строительства , Сельскохозяйственного банка, Промышленно-коммерческого банка), мелкие городские и сельские кредитные кооперативы, дочерние предприятия страховых, фидуциарных и инвестиционных компаний.
Применяются в Китае и более радикальные меры в области надзора за деятельностью кредитных учреждений. Например, в 1996 году суд г.Чжоншаня провинции Гуадун вынес смертные приговоры двум менеджерам Банка Китая за злоупотребления с резервным фондом в размере 710 млн юаней (86 млн долл.), созданным для проведения операций с кредитными карточками «Великая
стена». До ареста приговоренные занимали должности начальника и заместителя начальника отдела в филиале банка в Чжоншане. Два других сотрудника банка получили по пять лет тюремного заключения за невыполнение надзорных функций.
Немного ранее, в 1995 году, китайский суд приговорил девять высокопоставленных госслужащих, включая трёх банкиров, к различным срокам заключения от 8 лет, в том числе к высшей мере наказания, по обвинению в коррупции, охватившей более 400 тысяч чиновников. Вице-президенту Жухайского международного траста и инвестиционной компании был вынесен смертный приговор за получение взятки в размере 450000 юаней (55300 долл.) и пары наручных часов. Директор отдела национальных кредитов также приговорен к смертной казни за злоупотребление служебным положением и растрату 1,15 млн юаней.
Таким образом в Китае пытаются подавить криминальную активность на нарождающихся финансовых рынках: в 1996 году количество преступлений с акциями, облигациями и коммерческими бумагами увеличилось на 87,8% по сравнению с предыдущим годом, а споры по финансовым контрактам — на 32%, что свидетельствует о том, что финансовые нарушения стали серьезной проблемой в Китае.
Недавно в Уголовный кодекс страны были внесены поправки, трактующие отмывание денег и операции с ценными бумагами на основе конфиденциальной информации как уголовные преступления. Однако до сих пор законодательное собрание не приняло пересмотренные основополагающие законы о торговле ценными бумагами и фьючерсами. В 1995 году после большого скандала в Шанхае был введен запрет на облигационные фьючерсы, что затормозило развитие рынка производных финансовых инструментов.
В период с 1978-го по 1994 год количество денег населения Китая, находящихся на банковских вкладах, увеличилось в 101 раз, достигнув рекордной цифры в 235 млрд долл. В таких условиях неслучаен интерес, проявляемый к этой стране иностранными банками.
До 1985 года иностранные банки имели право открывать в Китае только представительства. Их число в настоящее время составляет около 300. С 1985 года инобанкам было предоставлено право открывать в 12 специальных экономических зонах (24 городах) отделения и филиалы. Для образования филиала головной банк должен обладать валютой баланса в размере 20 млрд долл. и предста
вить 35 млн долл. дотационного капитала, а также иметь представительство, работающее на китайском рынке не менее двух лет. Народный банк Китая выдает разрешение на открытие филиалов банкам из стран с эффективной системой банковского надзора при наличии благоприятных политических отношений с данной страной и при условии соблюдения принципа взаимности. Создание совместных банков с участием иностранного капитала не получило широкого .распространения ввиду множества проблем, с которыми сталкиваются участники СП в процессе согласования с китайской стороной.
Длительное время иностранные банки не имели доступа к операциям в национальной валюте и в основном работали с корпоративными клиентами, финансировали их внешнеторговые сделки и приобретали ценные бумаги. Сторонники постепенных преобразований в экономике возражали против либерализации политики в отношении инобанков в связи с тем, что в стране пока ещё нет достаточно развитого рынка и системы регулирования, которые позволяли бы осуществлять полный контроль за деятельностью инобанков в случае отмены ограничений. Кроме того, они критиковали низкие налоговые ставки для инобанков (15%). На это приверженцы курса быстрых реформ, в том числе и НБК, возражали тем, что установленные для инобанков налоговые ставки обычно консолидируются в книгах материнских компаний как прибыль и с этой прибыли взимается налог в стране, где находится головная контора этой компании. В Японии, например, этот налог может достигать 60%. По мнению сторонников открытия внутреннего рынка для зарубежных банков, расширение допуска в страну инобанков обеспечивает столь необходимую конкуренцию и способствует внедрению и распространению современных методов управления.
Смотрите также
Документарные операции, как форма банковских расчетов
В международной торговле существует
одна базовая дилемма. Представим себе экспортера и
импортера, которые хотят заключить сделку. Однако живут они в разных странах,
довольно далеко друг от ...
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
...
Безналичный расчет в Казахстане
Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в
нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму
хозяйствования и соответствовала административно-командным ...