ГОДОВАЯ БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ
Статьи о банковском деле и кредитовании / Бухгалтерский учёт в банках / ГОДОВАЯ БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ

В состав годовой бухгалтерской отчётности коммерческих банков включаются:

Ø Годовой баланс (ф. № 101)

Ø Отчёт о прибылях и убытках (ф. № 102)

Ø Приложение к балансу об использовании прибыли и фондов (ф. № 126)

Ø Расчёт резерва на возможные потери по ссудам (ф. № 115)

Ø Отчёт о состоянии внутреннего контроля в банке

Ø Объяснительная записка по бухгалтерскому годовому отчёту

Для составления годового бухгалтерского отчёта банки в конце отчётного года проводят необходимую подготовительную работу. Прежде всего банки проводят инвентаризацию всех учитываемых на балансовых и внебалансовых счетах денежных средств и ценностей, основных средств, хозяйственных и других материалов, расчётов. В ходе подготовительной работы анализируется дебиторско-кредиторская задолженность, принимаются активные меры по её погашению. Нереальные суммы подлежат списанию с баланса и отнесению на убытки. Анализируется кредитный портфель и принимаются меры по выявлению нереальной ссудной задолженности, а также начисленных процентов по таким ссудам и их списанию в установленном порядке. Аналогичная аналитическая работа проводится по всем другим видам активов (вложениям в ценные бумаги, совместной хозяйственной деятельности и др.) с целью отражения в годовом балансе реальных и достоверных активов и пассивов.

По результатам инвентаризации принимаются меры по урегулированию выявленных расхождений (излишки и недостачи должны быть отражены по балансу в отчётном году), оформляются документы на взыскание сумм с виновных лиц, списываются в установленном порядке нереальные активы, включая безнадёжные ссуды, проценты, другие долги, а также стоимость пришедших в негодность основных средств, хозяйственного инвентаря и материалов.

Перед составлением годового бухгалтерского отчёта завершаются все операции, выполняемые заключительными оборотами. В первый рабочий день нового года по всем лицевым счетам клиентам вручаются или отсылаются по почте выписки из лицевых счетов с остатками на 1 января нового года. В этих целях составляются проверочные ведомости.

Ответственность за своевременное и качественное составление годового отчёта возлагается на руководителей и главных бухгалтеров банков. Главный бухгалтер обязан до подписания годового отчёта лично сверить отчётные данные всех форм с данными баланса на 1 января нового года с учётом заключительных оборотов с актами ревизий, инвентаризации денежных средств, имущества и материалов. Отчёт о прибылях и убытках должен отражать реальные доходы и расходы, отнесённые на финансовые результаты, исходя из Правил ведения бухгалтерского учёта.

Особенности определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль относятся к компетенции налогового учёта и не могут влиять на конечный финансовый результат. В объяснительной записке по годовому отчёту оценивается состояние учёта в банке, расшифровываются остатки отдельных счетов.

Годовой отчёт коммерческого банка подлежит аудиторской проверке, целью её является подтверждение достоверности полноты и реальности счёта, соответствие постановки бухгалтерского учёта действующему законодательству и нормативным документам. Годовой отчёт коммерческие банки представляют Банку России с положительным аудиторским подтверждением его достоверности.

Смотрите также

ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
  ...

Предпроектное обследование объекта автоматизации
  ...

Электронные системы межбанковских расчетов
       Все ныне действующие системы банковских операций подразделяются на системы банковских сообщений и системы расчетов. Различие между ними заключается в том, что в рамках системы банковс ...