Взаимодействие с целью недопущения криминальных капиталов в банки при регистрации и лицензировании
Взаимодействие банков с органами финансового надзора / АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАНКОВ С ОРГАНАМИ ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА / Взаимодействие с целью недопущения криминальных капиталов в банки при регистрации и лицензировании

В целях противодействия отмыванию денег на стадии недопущения криминальных капиталов в банки международная практика показала обязательность контроля со стороны органов банковского надзора за структурой собственности кредитных организаций. Преследуя цель минимизировать вероятность проникновения преступных капиталов в банковскую систему, Банк России, как банковский надзорный орган, должен убедиться в том, что прямыми или косвенными владельцами кредитной организации являются лица с незапятнанной репутацией. Оценка Банком России на стадии лицензирования корпоративных связей и структуры создаваемого банка исключительно важна. Она создает основу для последующего эффективного надзора за кредитной организацией, позволяет предотвратить установление контроля над банком со стороны структур, не попадающих в поле зрения органов банковского надзора.

Представляется очевидным, что в настоящее время нормативная правовая база в Российской Федерации по недопущению криминального капитала в кредитные организации на стадии лицензирования и регистрации банков не отвечает современным требованиям законодательства по борьбе с отмыванием преступных денег. Тем не менее, Законом «О банках и банковской деятельности» [10] предусмотрено, что отказом в выдаче лицензии на проведение банковских операций может служить:

· отсутствие у кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей высшего юридического и экономического образования и опыта руководства подразделением кредитной организации, деятельность которых связана с банковскими операциями, либо отсутствие двухлетнего опыта руководства таким подразделением;

· наличия судимости за совершение преступлений в сфере экономики у предполагаемых кандидатов на указанные должности;

· в течение последних двух лет администрацией расторгался трудовой договор в отношении лиц, предполагаемых на указанные должности, предусмотренным п.2 ст. 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации [5], т.е. из-за совершения работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, приводящих к потере доверия к нему со стороны администрации[15].

· совершения в течение одного года административного правонарушения в области торговли и финансов.

Существуют в российском законодательстве и косвенные законодательные положения по недопущению проникновения преступных капиталов в банковскую систему, которые, однако, больше относятся к предотвращению финансовых злоупотреблений в процессе банковской деятельности, чем к самому аспекту отмывания «грязных» денег. В частности, Федеральным законом «О банкротстве кредитных организаций» [11] устанавливается, что:

· учредители (участники) кредитной организации, признанные судом виновными в доведении кредитной организации до банкротства, не вправе в течение 10 лет приобретать акции или доли другой кредитной организации, составляющие более 5 процентов ее уставного капитала;

· члены совета директоров, руководители кредитных организаций, признанные судом виновными в ее банкротстве, не вправе в течение 5 лет занимать должности руководителей кредитных организаций.

Очевидно, что данные законодательные акты не могут рассматриваться достаточными и в полной мере предусматривающими невозможность проникновения преступных денежных средств в банковскую систему России.

Кроме того, в процессе выявления перечисленных сведений о структуре собственности кредитной организации, ее руководства необходимо тесное взаимодействие Банка России с органами финансового надзора, предполагающее выявление и проверку соответствующую информации. Предполагается, что данное взаимодействие имеет место, однако законодательством не прописано четкого легитимного механизма сбора данной информации.

Смотрите также

Электронные платежи в банковской системе России
       К началу 1990-х годов банковская система нашей страны имела значительный опыт автоматизации банковских операций, в том числе расчетных, посредством разветвленной сети вычислительных ц ...

Банковский маркетинг. Часть 1
Создание и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и юридическим лицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование стратегии банка, определение э ...

Банковские услуги
Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела. Особую актуальность в условиях пере­хода к рынку приобретают вопросы перспектив развития банков  и ...