Анализ организации внутреннего контроля в кредитных организациях
Взаимодействие банков с органами финансового надзора / АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАНКОВ С ОРГАНАМИ ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА / Анализ организации внутреннего контроля в кредитных организациях
Страница 1

Отмывание «грязных» денег является серьезным банковским риском, который способен разрушить деловую репутацию банка, вследствие чего он способен понести серьезные финансовые убытки. Основной целью внутреннего банковского контроля является минимизация банковских рисков. Таким образом, осуществление мер по борьбе с отмыванием преступных капиталов (как меры по снижению данного вида риска) через банки возложено на систему внутреннего банковского контроля.

В стратегии развития банковского сектора [25] сказано, что одним из внутренних факторов, препятствующих развитию банковской деятельности, является низкое качество управления во многих кредитных организациях, включая недостаточную эффективность систем управления рисками и внутреннего контроля. Таким образом, государственная политика в отношении банковского сектора на ближайшие 5 лет, должна быть направлена на создание условий для усиления внутреннего контроля в банках, в т.ч. в целях повышения эффективности мер по противодействию отмыванию «грязных денег». Например, при получении лицензии на осуществление банковской деятельности устав организации должен содержать, помимо прочего, сведения об органах внутреннего контроля, в т.ч. порядок образования и полномочия [32].

На начальной стадии разработки правил внутреннего контроля руководство кредитной организации должно четко уяснить для себя один вопрос: В какой степени сама кредитная организация будет осуществлять проверку как самого клиента, так и его операций с денежными средствами или иным имуществом? Речь не идет об операциях, подлежащих обязательному контролю, информация о которых должна быть направлена в КФМ России вне зависимости от оценки характера подозрительности. Подозрительные операции, по которым кредитная организация должна направлять сведения в КФМ России при наличии признаков отмывания денег могут быть выявлены только при наличии эффективного внутреннего банковского контроля.

Представляется очевидным, что в условиях растущей вовлеченности российских банков в международное банковское сообщество чрезвычайно актуальным является решение вопросов, связанных с защитой репутации кредитных организаций и недопущения их участия в операциях, связанных с отмыванием преступных денежных средств.

В целях снижения риска проникновения в банки преступных капиталов, работа внутреннего контроля должна быть построена таким образом, чтобы предотвратить беспрепятственную циркуляцию денежных средств внутри банковской системы. Таким образом, сведения по подозрительным операциям должны быть подвергнуты тщательной предварительной проверке со стороны самого банка в ходе реализации внутреннего контроля.

На основе рекомендаций, разработанных Банком России и утвержденным Письмом «О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» [35] можно составить приведенную ниже схему [2.2.1.] обеспечения внутреннего контроля в кредитной организации.

На первом этапе, в соответствии с правилами внутреннего контроля в кредитной организации, утверждаемыми ее руководством, необходимо создать программу идентификации и изучения кредитной организацией своих клиентов. При разработке данной программы Банк России рекомендует использовать анкетирование клиента, включающее:

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Банковская система и малые предприятия
Актуальность темы курсовой работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство - не только сущ ...

Банковские риски: виды, методы управления
Банки - центральные звенья в системе рыночных отношений. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночной экономики.      Рассмотрение банковских рисков и их управ ...

Бухгалтерский учёт в банках
 В услугах  банков нуждается большая часть граждан, фирм и государство. Обращаясь в банк за помощью , они становятся его клиентами. Первые банки возникают в VIII-V веке до н.э. в Древнем Вав ...