Зарубежный опыт и его адаптация в России. Сравнительный анализ по странам законодательных требований по идентификации клиентов[21]
Взаимодействие банков с органами финансового надзора / АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАНКОВ С ОРГАНАМИ ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА / Зарубежный опыт и его адаптация в России. Сравнительный анализ по странам законодательных требований по идентификации клиентов[21]
Страница 4

Общим принципом является обязательная идентификация физических лиц, стоящих за юридическим лицом (управляющие, директора). Например, в Канаде проводится идентификация трех лиц, уполномоченных распоряжаться счетом. Более того, для открытия счета и для получения полномочий на право подписи по счету, обычно необходима резолюция совета директоров.

Прочие мероприятия

В дополнение к вышеупомянутым требованиям, в связи с тем, что при идентификации клиентов, которые не являются физическими лицами, возникают специфические проблемы, некоторые страны требуют от соответствующих институтов проведения дополнительных проверок юридических лиц. Например, в Бельгии, Финляндии, Франции и США банковские институты обязаны запрашивать информацию о деятельности, размере бизнеса и финансовом положении клиента. В Греции дополнительные проверки проводятся только в отношении счетов, по которым возможны овердрафты. В Исландии, если юридическое лицо просит кредит у местного банковского института, дополнительные проверки проводятся только в отношении компании и ее юридической регистрации. В Гонконге и Сингапуре перепроверяют информацию о юридических лицах в реестре компаний или реестре компаний и бизнеса. В Великобритании финансовым институтам при установлении отношений с клиентом рекомендуется выяснять ожидаемые размеры и характер операций, которые будут проводится по счету.

В некоторых странах-членах ФАТФ каждый соответствующий финансовый институт самостоятельно решает вопросы о проведении дополнительных проверок. Почти во всех странах-членах ФАТФ отсутствуют специфические меры против открытия счета в филиалах тех районов, в которых юридические лица не имеют зарегистрированного офиса и не проводят деловых операций. В таких случаях следует информировать соответствующие органы о подозрительной операции (например, в Австралии, Бельгии, Дании, Германии, Италии, США) или провести тщательную проверку.

Операциям юридических лиц, использующих в качестве адреса почтовые ящики, следует уделять особое внимание или при необходимости сообщать властям о проведении подозрительной операции. В некоторых странах компаниям запрещено использовать в качестве адреса почтовые ящики (Франция, Греция).

г) Выполнение требований законодательства

Действия в случае неполной идентификации

Когда невозможно провести полную идентификацию клиента, соответствующие институты могут предпринять следующие меры:

· прекратить отношения с клиентом (включая отказ в открытии счета или проведении операции);

· заблокировать счет;

· информировать власти о подозрительной операции;

· рассмотреть возможность конфискации средств на счете через определенный период времени;

· хранить записи данных, касающихся идентификации клиентов.

Вышеупомянутые действия могут применяться отдельно либо в совокупности. Например, после того, как счет был открыт, финансовый институт может заблокировать средства и одновременно направить сообщение о подозрительной операции.

Большинству стран-членов ФАТФ не разрешается проводить операцию по счету до того, как идентифицирована личность клиента. Однако банковские институты могут позже обнаружить, что процедура идентификации была выполнена неудовлетворительно. В этом случае институт должен, как минимум, дать сообщение в соответствующие органы.

Санкции за невыполнение требований законодательства по идентификации

Санкции, применяемые к финансовым институтам в случаях невыполнения требований законодательства в отношении идентификации клиентов:

· штрафы, налагаемые на физические лица, компании и финансовые институты;

· возможность лишения свободы - для физических лиц (членов правления, директоров, управляющих, работников, представителей и других лиц, которые постоянно или периодически оказывали услуги клиентам);

· дисциплинарные санкции (предупреждения, приостановка деятельности);

· требование об исправлении всех недостатков в процедуре идентификации клиентов, если они обнаружены в ходе выполнения надзорных функций за банковским сектором;

· приостановление или прекращение, запрещение и отстранение от определенного вида деятельности и другие подобные действия.

Вышеупомянутые санкции могут применяться как в совокупности, так и раздельно. Во многих странах невыполнение финансовым институтом соответствующих действий для установления личности возможного клиента является уголовным преступлением. Иногда не только к финансовым институтам, но и к их сотрудникам могут быть применены наказания в виде штрафов или тюремного заключения, в зависимости от их должности в банке и степени участия в преступлении.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Банковская система Российской Федерации
Число действующих российских кредитных организаций к началу четвертого квартала 1997 года достигло 1764, из них 1742 коммерческих банков и 22 небанковских кредитных организаций. В том числе 6 клиринго ...

Предпроектное обследование объекта автоматизации
  ...

Электронные платежи в банковской системе России
       К началу 1990-х годов банковская система нашей страны имела значительный опыт автоматизации банковских операций, в том числе расчетных, посредством разветвленной сети вычислительных ц ...