системе, то обеспечение клиентов альтернативными платежными услугами может оказаться непростым делом. Кроме того, потеря депозитов отрицательно скажется на доверии к банкам и может вызвать общее уменьшение объема сбережений, которые хранятся в банковской системе.
Во-вторых: Банки не могут работать как прибыльные финансовые посредники, если вкладчики не уверены в том, что, ссуженные банкам средства будут возвращены. Потеря доверия приведет к изъятию депонентами своих средств из банков, что увеличит стоимость банковского капитала и будет грозить острым кризисом ликвидности. Подобное влияние на ликвидность может играть относительно важную роль, если расходы на перестройку банковской системы, по крайней мере, частично, несут кредиторы частных банков. Если банки и их клиенты не удостоверятся в том, что ликвидность вскоре будет обеспечена и что риск неплатежей по ссудам носит ограниченный характер, сужение кредитования и экономический спад могут продолжаться и после того, как закроются нежизнеспособные предприятия и банки. Снижение возможностей банков по мобилизации сбережений в форме депозитов ограничит их способность в предоставлении новых кредитов, что побуждает предприятия искать альтернативные источники средств. Это могло бы дать толчок развитию рынка ценных бумаг или их частному размещению, хотя возможности были бы ограниченными, поскольку небанковские поставщики капитала зачастую обладают еще меньшей информацией о предприятиях-заемщиках, чем банки. Для снижения риска банкротств в результате массового изъятия депозитов вкладчиками в ходе перестройки может потребоваться достаточно широкая система защиты депозитов.
В-третьих: Необходимость банковской реструктуризации обычно бывает вызвана нерациональным кредитованием. Поэтому любые меры по перестройке банковской системы должны быть нацелены на улучшение управлением риском в банках. Опыт предыдущих случаев финансовой нестабильности служит свидетельством того, что даже хорошо продуманной системы банковского надзора недостаточно для того, чтобы предотвратить нездоровую практику кредитования; недостаточно также полагаться лишь на рыночную дисциплину. Понимание и хорошее управление рисками на финансовых рынках и на уровне руководства банков гораздо важнее. Основное внимание следует уделять повышению финансовой и экономической квалификации, как сотрудников банковского надзора, так и самих банков.
В-четвертых: Даже в период кризиса банковской системы главной целью денежно-кредитной политики центрального банка должно быть сокращение темпов инфляции. Это обусловлено тем, что инфляция лишь временно скрывает проблемы платежеспособности банков, давая им возможность терпеть новые убытки, инфляция порождает финансовую нестабильность и в перспективе замедляет становление финансовых рынков.
Но есть и другой метод "достижения стабильности", к которому в неявной форме иногда, к сожалению, прибегает правительство. Это - стратегия простого выжидания. Выжидания, когда проблемы платежеспособности банков и предприятий решатся сами собой. Рано или поздно это вызовет рецидив проблем, которые в этот раз будут гораздо серьезнее, чем раньше.
Смотрите также
Банковские риски
В условиях
перехода российского хозяйства к рыночной экономике и оживления
конкуренции в банковской сфере руководство любого банка понимает, что
банковской деят ...
Банковская прибыль и ликвидность
Данная тема представляется актуальной,
поскольку банковская система - одна из неотъемлемых структур рыночной экономики.
Современная банковская система - это важнейшая
сфера национально ...
Банковская система: уровни и характеристика
Банковская система – система кредитно-финансовых учреждений,
взаимодействующих между собой и имеющих конечной целью эффективное развитие
экономики государства. В большинстве стран банковск ...