Кредитно-финансовая система России
Банки и банковские системы / Банки и банковская система в России и США / Кредитно-финансовая система России
Страница 2

Еще одно обязательное соотношение - суммы ликвидных активов банка и его обязательств по счетам до восстребования - норматив ликвидности, максимальное значение 0,3 (0,2 - для бывших спецбанков).

Важнейшим показателем ликвидности коммерческого банка является максимальный размер риска на одного заемщика, который определяется как соотношение размеров обязательств одного заемщика к капиталу бакнка и не может превышать 1.0 для бывших спецбанков и 0,5 - для банков, созданных в 1988-1989 году; 0,75 - по прочим банкам. При этом размер риска на одного заемщика не может превышать 10% от суммы активов банка. Данный показатель отражает возможности банка по выдаче крупных кредитов одному заемщику и ликвидность банка.

Оценочными нормативами ликвидности коммерческого банка являются: соотношение суммы выданных кредитов и суммы средств на расчетных счетах, текущих счетах, а также средств во вкладах и депозитах

(рекомендуемое не выше 0,7); соотношение ликвидных активов банка и суммы средств на расчетных и текущих счетах, во вкладах и депозитах

(рекомендуемое - не ниже 0,5); соотношение ликвидности активов и общей суммы активов (рекомендунмое - не ниже 0,5).

В целях повышения ликвидности и укрепления финансовой стабильности коммерческих банков, защиты интересов их вкладчиков, акционеров и пайщиков Центральный банк формирует систему резервных и страховых фондов, отчисления в которые являются обязательными для всех коммерческих банков. Указанная система состоит из : фондов обязательных резервов, фонда страхования депозитов в коммерческих банках (1% от дохода ком.банка), фонда страхования коммерческих банков от банкротств (1% от дохода). Норматив обязательных резервов банков, депонируемых ими в Банке России на сегодняшний день по счетам до восстребования - 20%, по срочным обязательствам - 10-15%, по валютным депозитам - 2%,

Коммерческие банки являются юридическими лицами, которым на основании лицензии, выдаваемой центральным банком, предоставляется право привлекать денежные средства от физических и юридических лиц и от своего имени размещать их на условии возвратности и платности, а так же осуществлять иные виды банковских операции.

Коммерческие банки по форме собственности могут быть:

а) акционерными обществами различного типа

б) частными компаниями

в) кооперативной собственностью.

Они осуществляют следующие банковские операции и сделки:

1) привлекают вклады(депозиты) и предоставляют кредиты по согласованию с заемщиком;

2) ведут расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание;

3) открывают и ведут счета клиентов и банков-корреспондентов, в том числе иностранных;

4) финансируют капитальные вложения по поручению вкладчиков или распорядителей инвестируемых средств, а также за счет собственных средств банка;

5) выпускают, покупают, продают и хранят платежные документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя и другие документы), осуществляют иные операции с ними;

6) выдают поручительства, гарантии, иные обязательства за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;

7) покупают у российских и иностранных юридических и физических лиц и продают им наличную иностранную валюту;

8) покупают и продают в стране и за ее пределами драгоценные металлы, камни, изделия из них;

9) привлекают и размещают драгоценные металлы во вклады;

10) привлекают и размещают средства и управляют ценными бумагами по поручению клиентов (трастовые операции) ;

11) оказывают брокерские и консультационные услуги, осуществляют лизинговые операции.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Виды ценных бумаг и операций с ними коммерческих банков
Инвестиционные операции банков сводятся в основном к операциям  с ценными бумагами.  Под ценными бумагами понимаются специальным образом оформленные финансовые документы,  предъявление ...

Банковские услуги
Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела. Особую актуальность в условиях пере­хода к рынку приобретают вопросы перспектив развития банков  и ...

Банковский маркетинг и его свойства
Реализация товаров и услуг — важнейший этап деятельности любого предприятия, работающего в условиях рынка. Банковское дело как вид предпринимательской деятельности не составляет исключения. ...