СИСТЕМА КРЕДИТОВАНИЯ И ЕЁ СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ
Банки и банковские системы / Банки и их операции / СИСТЕМА КРЕДИТОВАНИЯ И ЕЁ СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ
Страница 1

Кредитование предприятий и населения - традиционная банков­ская услуга.

Современная система кредитования предприятий, организаций, населения не отличается той директивностью, которая была характерна до недавнего времени ; она представляет собой более либеральную схему, при которой клиент сам выбирает то кредитное учреждение, услугами которого он хотел бы пользоваться. Клиенту предоставлено также право открывать ссудные счета не в одном, а в нескольких банках. Происшедшая либерализация схемы кредитова­ния, бесспорно, расширяет возможности клиента, в том числе в получении кредита, создает условия для межбанковской конкуренции.

В общем виде сложившаяся система кредитования представляет собой обновленную систему, при которой, однако, еще сосуществуют как старые, так и новые формы кредитования. В известном смысле действующая система кредитования представляет собой переходную систему, где сохраняются как остатки старой схемы, так и вво­дятся новые элементы, более соответствующие рыночным отношени­ям. -Так, в современной практике, с одной стороны, можно встре­тить предприятия, которые пользуются кредитами под традицион­ные объекты кредитования, оформляют ссуды в соответствии с порядком, установленным ранее инструкциями Государственного банка. Значительная часть предприятий, с другой стороны, уже не доволь­ствуется директивной схемой кредитования; коммерческие банки пре­доставляют ссуды на новых условиях, в нетрадиционной форме.

Основные особенности современной системы кредитования заключаются в следующем:

1. Система кредитования базируется на ресурсах банка как предприятия. Объем выдаваемых кредитов полностью зависит от привлеченных средств. Это затрагивает масштабы предоставленных кредитов, а значит, размер той прибыли, которая оседает в кредит­ном учреждении.

2. Сложившийся кредитный механизм все более носит коммерческий характеров связи с этим мотивы торговли, экономии приобретают особый смысл. Важны не только кредитование, удовлетворение временной потребности предприятий в дополнительных денежных ресурсах, это имело место при дворе дореформенной системе, но и приоритеты не в нем, которые дают основу для повышения рентабель­ности кредитного учреждения. Здесь проявляет себя принцип коммерции "Подешевле купить - подороже продать". Это касается как депозитов и кредитов клиентуре, так и межбанковских креди­тов.

3. Зависимость не только от ресурсов, но и от экономических нормативов, установленных Центральным банком. Современные экономические нормативы Центрального банка регламентируют максимальное допустимый объем привлекаемых средств, размер минимального резер­ва, предельную сумму выдаваемого кредита, сроки его предостав­ления.

4. Договорная основа кредитования. Все вопросы, возникающие по поводу кредитования, решаются непосредственно между банкам и заемщиком. Согласна договору каждая из сторон принимает на себя. определенные обязательства, обладает определенными правами по контролю за соблюдением договорных условий.

5. Переход от кредитования объекта к кредитованию субъекта. Ранее действовавшая схема кредитования отдавала предпочтение объекту кредитования. Наличие запасов товарно-материальных ценностей, производственных затрат, как правило, давало клиенту право на получение кредита; специально возможности возврата ссуды не анализировались; считалось, что главное для клиента - выполне­ние плана, которое как бы автоматически давало гарантию возврата ссуды. При этом не учитывались степень участия собственных средств в покрытии запасов товарно-материальных ценностей. Более пристальный анализ способности субъектов кредитования возвращать ссуду, степени ликвидности баланса заемщика, выбор форм креди­тования, в целом решение о вступлении в кредитные отношения с заемщиком с учетом его кредитоспособности составляют заметное преимущество с учетом его кредитоспособности сложившегося меха­низма.

6. Новая система кредитования базируется на традиционных общих и специфических принципах, в том числе, срочности обеспеченности и платности. Однако, содержание ряда из них существенно изменилось. Изменения коснулись, в частности, такого общего принципа, как дифференцированность кредитования. Еще несколько лет назад существовала категория хорошо и плохо работающих предприятий, к кредитованию которых применялся диффе­ренцированный подход. В основе оценки предприятия лежала степень выполнения им основных плановых показателей. Сложившаяся в нас­тоящее время система учитывает кредитоспособность клиента, сни­жающую риск несвоевременного возврата кредита. Впервые при объявлении заемщика неплатежеспособным коммерческий банк вправе поставить вопрос о передаче его оперативного управления админист­рации, назначенной с участием банка-кредитора, а также о его реорганизации и ликвидации.

Изменения коснулись и принципа обеспеченности кредита, отношения к ссудам, не имеющим непосредственного материального обеспечения (таковым считается сверхнормативный оплаченный остаток товарно-материальных ценностей). Опыт показал, что наличие такого материального обеспечения еще не дает уверенности в своевременном возврате ссуды. Одно дело материальные запасы, медленно оборачивающиеся, не имеющие твердого сбыта, другое дело - легко реализуемые активы, имущество заемщика в целом. Неуверен­ность в материальных запасах как обеспечения кредита позволило ряду экономистов сделать вывод о том, что кредиты с подобным качеством обеспечения самые ненадежные, в то время как кредит, не обеспеченный товарно-материальными ценностями (их нет в запа­сах, все они находятся в обороте), напротив, является самым на­дежным.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Реструктуризация банковской системы
На современном этапе банковская система Российской Федерации находится в процессе реструктуризации. Это проявляется в целом ряде самостоятельных, но и взаимосвязанных направлений: значительное сокр ...

Вексель – как форма денежного обращения
Если заглянуть в историю, то можно заметить, что вексель это первая форма ценной бумаги в хозяйственной жизни общества. Вексель издавна применялся как удобное средство для оформления расчет ...

Банковский маркетинг. Часть 1
Создание и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и юридическим лицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование стратегии банка, определение э ...