Банкнотная и безналичная эмиссии
Банки и банковские системы / Банки и их роль в современной экономике / Банкнотная и безналичная эмиссии

Законодательно эмиссионная монополия за ЦБ как представителем государства закреплена на Западе только в отношении банкнот и в некоторых случаях монет.

На Западе наличное обращение имеет крайне небольшое место даже в расчетах населения - обычно менее 5 - 10%. Планирование наличного обращения отсутствует ввиду его бессмысленности: деньги автоматически “продаются” банками через отделения ЦБ по мере предъявления спроса и не могут использоваться для покрытия дефицита государственного бюджета. Поэтому монополия на банкнотную эмиссию не подразумевает ее жестокого контроля или увязки с макроэкономическими показателями.

ЦБ развитых стран часто занимаются не только производством, но и дизайном, защитой банкнот от подделки, другими техническими вопросами.

Принципиальной особенностью системы денежного обращения в капиталистических странах является практически полное отсутствие разделения наличного и безналичного оборота, безналичные и наличные деньги имеют равную покупательную способность, перелив из одной формы в другую обусловлен реальными потребностями экономических агентов. Таким образом, регулируется совокупная денежная масса, а не ее составляющие. Единство денежного обращения, взаимодействие денежного рынка с рынком товаров и производством делает процентные ставки регулятором деловой активности, дает в руки государства действенный инструмент.

Смотрите также

Банковская система в России и пути её дальнейшего развития
Один из наиболее устойчивых мифов современности – миф о банковской системе и центральном банке: банковская система является «нервной системой» экономики, важнейшим инструментом инвестиций и ...

Бухгалтерский учёт в банках
 В услугах  банков нуждается большая часть граждан, фирм и государство. Обращаясь в банк за помощью , они становятся его клиентами. Первые банки возникают в VIII-V веке до н.э. в Древнем Вав ...

Банковский продукт – как инструмент удовлетворения потребности клиентов в условиях рынка
Коммерческий банк, выступая сегодня в Российской Федера­ции как юридическое лицо, самостоятельный агент, производит и реализует банковский продукт, оказывает различные услуги, удовлетворяе ...