Банковская система России на современном этапе развития. Банки - стимулятор рыночных отношений в России
Банки и банковские системы / Банки и их роль в современной экономике / Банковская система России на современном этапе развития. Банки - стимулятор рыночных отношений в России
Страница 1

В настоящее время в России сформирована двухуровневая банковская система: 1 уровень - Центральный банк России, 2 уровень - коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

В первой половине 90-х годов российская банковская система претерпела серьезные изменения. На 1 мая 1995 года было зарегистрировано 2559 банков и 5680 их филиалов. В интересах концентрации банковского капитала для развития инвестиционного процесса создавались банковские объединения, которые призваны были сыграть огромную роль в стабилизации экономики. Некоторые банки стали уже отвечать мировым стандартам или значительно приблизились к ним.

Пятая часть банков возникла на базе прежних государственных специализированных банков: Агропромбанк, Мосбизнесбанк, Промстройбанк, Уралпромстройбанк и т.д. Еще пятнадцать - двадцать из первой по значимости сотни банков созданы руководителями крупных отраслей или предприятий-гигантов: Нефтехимбанк, Автобанк, АвтоВАЗбанк. Эти банки обеспечивают финансовую поддержку аграрного, топливно-энергетического, военно-промышленного, металлургического, машиностроительного комплексов страны.

Самая крупная группа российских коммерческих банков - около половины - независимые банки, организованные по инициативе отдельных групп предпринимателей. Здесь вся власть принадлежит правлениям банков, их организаторам.

Очень быстро прогрессировали многие новые банки, возникшие “на ровном месте”, т.е. без опоры на бывшие госбанки. Новые банки создаются и работают, как правило, в тесном контакте с какой-либо финансовой группой. В большинстве случаев это дочерние структуры таких групп - торговых домов, коммерческих компаний, бирж и т.п. В качестве примера можно назвать Мост-банк, Альфа-банк, Российский национальный коммерческий банк и др. Эти банки быстро вошли на общероссийский уровень, превращаясь в крупные универсальные банки. В начале 90-х такие банки росли как на дрожжах.

Кризис на рынке МБК в августе 1995 года обострил конкуренцию между банками за первоклассных клиентов и сферы приложения капитала. В то же время промышленные предприятия нуждались во все более качественном финансовом обслуживании. В условиях исчезновения инфляционных источников доходов будущее за высокотехнологичными и интегрированными в промышленность банками.

17 августа 1998 г. произошел кризис, государство отказалось отвечать по своим долговым обязательствам, ценные бумаги были заморожены, а банкам пришлось отвечать по пассивам. Кли­енты стали уходить из банков, и платить им было, есте­ственно, нечем.

Главная характеристика любого банка - структура его активов и пассивов.

До кризиса пассивы формировались за счет остатков на счетах и рублях и в валюте, вкладов физических лиц, вы­пуска собственных евробондов и выдачи синдицированных кредитов Достаточно большая часть пассивов банков размещалась в валюте.

Активы были следующие. Государственные ценные бу­маги, в которые у части банков было вложено до 95% пас­сивов, и промышленные кредиты предприятиям ведущих происходящих и экспортных отраслей.

И те, и другие казались вполне надежными. Государ­ственные и субфедеральиые займы были гарантированы государством и субъектами Федерации, и об их надежнос­ти непрерывно говорилось и с высоких трибун, и в сред­ствах массовой информации.

С кредитами дело обстояло так. Хотя у многих банков возникали с их возвратом проблемы, тем не менее, лидеры экспортных и металлургических отраслей были нарасхват. Не покидала вера в скорый подъем экономики, когда про­дукция предприятий-должников начнет пользоваться спро­сом.

17 августа 1998 г. произошел кризис.

Большинство кредитов были валютными - деньги шли из-за рубежа, и их надо было размещать. И кредиты выдава­лись, несмотря на то, что менеджмент предприятий оставай­ся очень слабым, у большинства предприятий имелись скрытые убытки. Размер ссудной задолженности последние четыре года увеличивался: банки практически не требовали возврата долгов и даже перекредитовывали своих клиентов.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Банковский маркетинг. Часть 2
Маркетингом (по-английски marketing, от market - рынок) называют современную систему управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий, основанную на комплексном анализе рынка, ...

Банковская система и малые предприятия
Актуальность темы курсовой работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство - не только сущ ...

Банковская система Российской Федерации
Число действующих российских кредитных организаций к началу четвертого квартала 1997 года достигло 1764, из них 1742 коммерческих банков и 22 небанковских кредитных организаций. В том числе 6 клиринго ...