Задачи банковской системы на сегодня.
В переходный период (от жесткой административной системы управления экономикой к рыночному хозяйству) банковская система должна решать не только свои "внутренние" проблемы, но и способствовать реформированию экономики в целом.
Во-первых, она должна обеспечивать экономически оправданное (в кратко- и долгосрочном планах) распределение финансовых ресурсов, стимулировать, а не подавлять конкурентные отношения, приватизацию, перестройку, ценообразования и ценовых пропорций.
Во-вторых, банковский сектор должен поддерживать в достаточно стабильном состоянии денежно-кредитную систему, в том числе создавая препятствие бесконтрольному наращиванию дефицита бюджета и раскручиванию гиперинфляционных процессов. Одно из необходимых (но иногда и недостаточных) условий для этого - независимость Национального банка во взаимоотношениях с Правительством.
В-третьих, банки должны создавать условия для открытия экономики, обеспечивая обслуживание международного движения товаров, прямых и "портфельных" инвестиций, рабочей силы, способствовать переходу к конвертированности национальной валюты.
В-четвертых, банкирство, согласно назначению, должно не только обеспечивать финансовую дисциплину, но и учить клиентуру (население, предприятия, государство) считать деньги, что в результате приводит к умению экономически мыслить, развивая предприимчивость у субъектов национальной экономики.
Предпосылки жизненного функционирования банковской системы.
Общеизвестно, что, в отличии от товаропроизводительного сектора экономики, денежно-кредитная сфера является более мобильной по своей природе. Расходы и время на создание нового продукта в ней значительно меньше, чем, например, в промышленности, где решающую роль играют качество и структура основного капитала, сложности в изменении технологий, сформированные корпоративные связи. В этом видится один из аргументов в пользу опережающего темпов реформирования кредитно-финансовой системы, банковского сектора и, как следствие, использование его в качестве "локомотива" трансформирования экономики. Расширение предложения услуг клиентуре (как предприятиям, так и населению) со стороны финансовых институтов должно способствовать формированию денежного рынка и рынка капиталов, облегчению приватизации, оптимизации системы распределения и использования ресурсов, изменению ценовых пропорций в экономике.
Очевидно, что более динамичный и направленный ход реформ в денежно-кредитной сфере позволял бы всей экономике преодолевать переходный период менее болезненно. Инфляционные следствия дефицита бюджета, иждивенческое отношение государственных предприятий к кредитным ресурсам могли бы быть менее драматичными, если бы заранее, до либерализации цен, осуществился переход взаимоотношений между Национальным банком и Правительством на качественно новые начала - оформление кредитов Правительству ценными бумагами, проведение более определенной структурной политики.
Устойчивость денежной системы зависит от общих условий макроэкономического равновесия между накоплением и инвестиционным спросом и от механизма перелива капиталов, обеспечивающих целостность хозяйственной системы. Кроме того, падение покупательной способности денег связано с возникновений в экономике устойчивых монополистических связей. Таким образом, инфляция имеет прежде всего, не денежный, а финансово-воспроизводственный и производственный характер. Поэтому борьба с ней должна осуществляться путем общего оздоровления экономики, практического создания новой экономической среды.
Тесная взаимосвязь банковского капитала с промышленным.
Иная проблема - неоправданно тесная привязка банковского капитала к промышленному. Около 4/5 уставных фондов действующих коммерческих банков сформировано на средства госпредприятий. Стремление последних создать "карманные" банки вполне понятно. Интересы учредителей состоят не только в получении дохода на вложенный капитал, но и в намерениях повысить качество и оперативность в банковском обслуживании самих основателей. Нельзя не учитывать то, что иных "свободных средств", а потому и источников формирования уставного капитала для вновь создаваемых банков в государственной экономике просто не существует. Но подобного рода "участие" госпредприятий не редко приводит к потере банками самостоятельности, заинтересованности в работе с независимой клиентурой. Система "особенных" отношений с клиентом-учредителем, естественно, не способствует добросовестной организации банковской практики, позволяет использовать преференцированный доступ к ресурсам банка
Смотрите также
Виды электронного банковского обслуживания
Сегодня любой банк во всем
мире выполняет три основные функции: сбор денежных средств, их перемещение, и
кредитование ими. Сбор денежных средств сам по себе стоит банку денег, на
перемещени ...
Договор банковского счета
Моя
работа написана по актуальной в условиях современной России теме. Договор
банковского счета становиться всё более популярным, в связи с развитием в нашей
стране рыночных отношений, дл ...
Денежное обращение
Анализ
динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с
оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост
невозможно без решения пробл ...