Неуклонный рост курса основных твердых валют делает иностранную валюту выгодным средством хранения денежных сбережений физических лиц и удобным инструментом ценовой политики фирм. Увеличение объема экспортно‑импортных операций, появление на российском рынке иностранных и совместных предприятий, реализующих товары и услуги за иностранную валюту, а также целый ряд других факторов обусловили необходимость для российских КБ внедрить активную работу по валютному обслуживанию клиентов – юридических и физических лиц.
Операции с иностранной валютой представляют собой один из наиболее динамичных секторов в деятельности КБ, поэтому учет валютных операций требует особого внимания. Контроль и регулирование валютного рынка является одним и направлений деятельности ЦБ РФ, о чем свидетельствует большое количество инструкций, форм отчетности, обязательных для предоставления КБ в ЦБ России.
При надлежащей постановке работы с иностранной валютой в КБ данный вид услуг приносит банку значительную прибыль.
Учет операций с иностранной валютой ведется на счетах пятого раздела баланса «Иностранная валюта и расчеты по иностранным операциям». Документы и ценности по иностранным операциям учитываются в разделе пять небалансовых счетов. Учет операций ведется в двойной оценке: в иностранной валюте и в рублях по курсу ЦБ России на отдельных лицевых счетах, сгруппированных по виду валюты, банкам, странам.
Операции КБ с иностранной валютой могут быть подразделены на три группы:
1. Операции, осуществляемые по инициативе банков- корреспондентов (внешние операции), к ним относятся: операции, отражающие изменения состояния корреспондентских счетов банка; операции, связанные с поступлением средств (в том числе валютной выручки) на счетах клиентов банка через корреспондентские счета в других банках.
Внешние операции характеризуются наличием документа, присылаемого из банка‑ корреспондента. Каждой внешней операции также обычно соответствует одна бухгалтерская проводка. Некоторые внешние операции требуют формирования и посылки (в адрес банка‑ корреспондента или в адрес клиента) ответного документа или извещения.
2. Операции, осуществляемые по инициативе клиента (клиентские операции). К ним относятся большое количество операций, инициируемых клиентами, наиболее распространенными из них являются:
- открытие и закрытия валютного счета клиента;
- перевод валюты в другое финансовое учреждение (банк);
- перевод валюты клиенту того же банка;
- выдача иностранной валюты клиенту;
- прием наличной валюты от клиента;
- покупка валюты на бирже по поручению клиента (конвертация рублей в иностранную валюту);
- покупка валюты клиентом за счет открытой валютной позиции (конвертация рублей в иностранную валюту);
- продажа валюты на бирже по поручению клиента (конвертация иностранной валюты в рубли);
- продажа валюты клиентом за счет открытой валютной позиции (конвертация иностранной валюты в рубли);
- конвертация валюты на бирже по поручению клиента (одной иностранной валюты в другую);
- конвертация валюты клиентом за счет открытой валютной позиции (одной иностранной валюты в другую);
- операции с аккредитивами и дорожными чеками;
Клиентские операции характеризуются наличием платежного или другого документа, предоставляемым клиентом в банк, а также более сложной процедурой отражения таких операций в бухгалтерских проводках. Обычно каждая клиентская операция порождает не одну а несколько бухгалтерских проводок.
3. Операции, осуществляемые по инициативе банка (внутри банковские операции). К ним относятся следующие операции:
- операции, связанные с получением и выдачей межбанковских кредитов;
- продажа и покупка банком на бирже валюты;
- безусловная конвертация фиксированной части валютной выручки клиента по истечении срока перевода клиентом этих денег;
- начисление и удержание процентов по расчетным, ссудным и депозитным счетам клиентов в иностранной валюте;
- открытие и закрытие внутри банковских (внутренних) лицевых счетов для учета операций в иностранной валюте (счета конверсии, комиссии, доходов и расходов банка и т.д.);
Смотрите также
Безналичный расчет в Казахстане
Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в
нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму
хозяйствования и соответствовала административно-командным ...
Российские банки после кризиса
Банковская система России после кризиса 1998
г. находится в состоянии поиска путей выживания и адаптации к новым условиям.
На первый план вышли проблемы урегулирования отношений с иностранными и
от ...
Анализ активов
Нематериальные активы по-английски называются гораздо более романтично — intangible («неосязаемые»). То есть в эту категорию имущества входит то, что нельзя пощупать, ощутить, к че ...