Финансовую политику поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства путем реализации за счет бюджетных и внебюджетных источников Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, государственным заказчиком которой он является. На региональном и муниципальном уровнях данную функцию выполняют региональные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства на основе соответствующих региональных и муниципальных программ. Главной целью финансовой политики государства в отношении малого бизнеса является устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и залогоспособности, а также целевое финансирование отдельных высокоэффективных программ и проектов, позволяющих раскрыть внутренний потенциал малых предприятий, обеспечить их поступательное развитие и повышение конкурентоспособности.
Основными направлениями кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства являются: различные формы финансирования лизинга и схемы проведения лизинговых операций; системы самофинансирования малого предпринимательства (кредитные союзы, общества взаимного страхования) и микрокредитование. Возможности малых предприятий получить банковский кредит ограничены в силу более жестких требований банков к малым предприятиям по предоставлению гарантий возврата кредита ввиду отсутствия у последних достаточно длительной кредитной истории и повышенных рисков. Банковский сектор в большей мере ориентирован на обслуживание крупных предприятий, что существенно повышает издержки кредитования малых предприятий и приводит к повышению ставок по кредитам. В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации в рамках Федеральной программы ведется работа по формированию группы банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов, в том числе с государственным участием, которые будут работать с субъектами малого предпринимательства, а также создание условий для удешевления кредитных ресурсов, направляемых на кредитование малого предпринимательства, вовлечения средств частных инвесторов в развитие малых предприятий. Банк России рассматривает вопрос о создании небанковских кредитных организаций, которые будут осуществлять депозитно-кредитные операции и специализироваться на обслуживании (кредитовании) отдельных видов деятельности, в том числе на кредитовании субъектов малого предпринимательства. Создание общих благоприятных условий кредитования и оздоровление финансового рынка России в целом не исключают необходимости сохранения специальных механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства через систему фондов поддержки малого предпринимательства. Такая система хорошо зарекомендовала себя за рубежом. Проблема нехватки у малых предприятий высокотехнологичных основных фондов может быть решена на основе лизинга оборудования, с помощью которого малые предприятия, не имея достаточных средств и не прибегая к привлечению кредитов, могут использовать в производстве новое прогрессивное оборудование и технологии. Несмотря на относительно малый объем государственных средств, вложенных в создание и развитие региональных лизинговых компаний, развитие лизинговых операций, ориентированных на малый бизнес, приносит положительные результаты. Мониторинг деятельности 9 региональных лизинговых компаний, работающих с малыми предприятиями, показал, что средний процент лизингополучателей – субъектов малого предпринимательства от общего количества клиентов составляет 61,5%, при этом из общего количества заключенных договоров на автотранспорт приходится 28,2%, на торговое оборудование –27%, компьютеры и другую оргтехнику – 8,6%, на производственное оборудование – всего 4,5%, сельскохозяйственное оборудование – 1,3%. «Нижегородская лизинговая компания» за последние два года заключила лизинговых сделок более чем с 50-ю предпринимателями объемом в 8,1 млн. рублей и более 1704 тыс. долларов США. Лизинговой компанией “Кубаньлизингмаш” Краснодарского края было проведено 10 лизинговых операций на сумму 4 млн. рублей. Внедрение оборудования, поставляемого по лизингу, позволило в 1,5 раза увеличить объем производства лизингополучателями, дополнительно внести в бюджеты всех уровней около 1 млн. рублей. Эффективная работа лизинговых компаний позволяет не только своевременно и в полном объеме получать лизинговые платежи и комиссионное вознаграждение, но и отчислять соответствующие суммы налогов в бюджеты, превышающие объемы средств, первоначально выделенных на их финансовую поддержку. Лизинговые компании в настоящее время испытывают значительные трудности в привлечении дополнительных оборотных средств. Существуют проблемы, вытекающие из общей неразвитости рынка: финансовая маломощность предприятий, отсутствие традиций цивилизованного поведения лизингополучателей, неполнота правовой базы, неясность налоговых правил, недоработка механизма возврата имущества, отсутствие развитого рынка подержанного оборудования. Одним из наиболее распространенных в мировой практике инструментов финансирования малого предпринимательства является венчурное инвестирование. Инвестиции венчурного капитала сопряжены с длительными сроками вложений, относительно повышенными рисками, но обеспечивают более высокую доходность в случае успешного развития получателей инвестиций. Эти средства вкладываются, в основном, в уставной капитал вновь созданных малых и средних предприятий, ориентированных, как правило, на развитие новых технологий или создание новых наукоемких продуктов. Для становления малых предприятий и деятельности предпринимателей без образования юридического лица важное значение имеет проблема быстрого доступа к кредитным ресурсам в относительно малых суммах, используемым в качестве оборотных средств - микрофинансирование. По оценкам Ресурсного центра малого предпринимательства объем рынка микрофинансирования в России составляет около 7 млрд. долларов. Только в 1998-2000 гг. началась реализация нескольких программ микрофинансирования на общую сумму около 100 млн. долларов на региональном уровне при содействии ФФПМП и ряда зарубежных и международных организаций. Состояние программ микрокредитования (по данным ФФПМП) на 01.01.2001 г.: среднемесячная процентная ставка по микрокредитам – 6% в месяц; средний размер займа – 12,5 тыс. руб.; средний объем займов на одного клиента – 20 тыс. руб.; средний процент возврата займов – 95%; распределение займов: торговля - 55%, оказание бытовых услуг - 24%, сельское хозяйство - 11%; 63% всех займов предоставляются начинающим предпринимателям. Осуществление программ микрокредитования в регионах показало, что эта услуга востребована не только предпринимателями с незначительными доходами, но и субъектами малого предпринимательства, заинтересованными в оперативном доступе к финансовым ресурсам. Показательно, что услуги микрокредитования активно востребованы в районных центрах и муниципальных образованиях. В Свердловской области выдачу микрокредитов ведут 16 муниципальных фондов. С июля 1998 года по февраль 2000 г. эти фонды предоставили 1388 займов на сумму 15 млн. рублей. Ставка кредита составляет 8-9% в месяц. Срок возврата -3 месяца. Для получения кредита не требуется залог. Возвратность кредитов - 98%. В Смоленской области кооператив финансовой помощи “Содействие” выдал за 8 месяцев 2000 года 1321 микрозайм на сумму 18,6 млн. рублей, коэффициент оборачиваемости ресурсов в микрокредитовании составил 5,3. Несмотря на расширение такого вида финансовой поддержки, как микрофинансирование, коммерческие банки практически не развивают программы микрофинансирования, в связи с чем большая часть рынка такого рода финансовых услуг действует на «неформальной» основе в рамках теневого оборота. Соответственно, прибыль, получаемая по ссудам и микрокредитам, не учитывается в официальном обороте и не облагается налогами. С учетом значительного спроса на данные услуги и высокой эффективности микрокредитования в 2001 г. и в среднесрочной перспективе эти программы будут развиваться, в том числе через небанковские кредитные организации и общества взаимного кредитования. Значительным инвестиционным резервом для малого предпринимательства является внебанковский рынок капитала, в том числе система обществ взаимного кредитования (кредитных кооперативов и союзов), являющихся достаточно эффективным механизмом вовлечения свободных средств граждан в развитие малого предпринимательства. В Волгоградской области кредитные потребительские кооперативы и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы действуют с 1994 г. За это время выдано займов на сумму 33,2 млн. рублей. В настоящее время в области действует 55 кредитных кооперативов. В 1999 году их активы составили 18,2 млн. рублей, выдано займов на сумму 22,3 млн. рублей, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам - 8,2 млн. рублей, предпринимателям - 7,2 млн. рублей, гражданам - 6,9 млн. рублей. Для оказания финансовой помощи индивидуальным предпринимателям при Республиканском фонде поддержки малых предприятий Чувашской Республики в октябре 1998 года образован потребительский кооператив финансовой взаимопомощи предпринимателей “Союз”. За время деятельности кооператива заключено 76 договоров на сумму 3,62 млн. рублей. На территории Хабаровского края действуют 9 кредитных союзов. Кредитный потребительский союз «Первый Дальневосточный» в г. Комсомольске-на-Амуре, созданным в 1995 году, с числом пайщиков 1100 человек выдал 8630 займов на сумму 34,6 млн. рублей. Займы выдавались за счет сформированного фонда финансовой взаимопомощи, который состоит из личных сбережений пайщиков. В настоящее время в России уже работают более 700 таких обществ. Право создания обществ взаимного кредитования определено гражданским законодательством, но для более целенаправленного использования этого механизма необходимо совершенствовать нормативную правовую базу и организовать методическое сопровождение деятельности обществ взаимного кредитования. Одной из привлекательных ресурсосберегающих форм привлечения средств является франчайзинг. Роль его в развитии малого предпринимательства постоянно возрастает, так как он позволяет предпринимателю начать собственное дело, пользуясь чужим опытом, знаниями и поддержкой. Развитие государственной финансовой поддержки малого предпринимательства должно способствовать созданию базы для рациональной структуры как регионального хозяйства, так и экономики России в целом. Достижение этой цели связано с разработкой специальных механизмов финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства и решением комплекса взаимосвязанных вопросов, включающих развитие системы гарантий и внедрение компенсации части процентных ставок по кредитам коммерческих банков, налоговые льготы, совершенствование законодательства, информационную поддержку, подготовку кадров, формирование соответствующей инфраструктуры финансовых институтов поддержки малого предпринимательства, эффективную координацию действий в этой области федерального центра, субъектов Федерации и органов местной власти. Государственная финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по двум основным направлениям. Первое из них связано с оказанием субъектам малого бизнеса прямой финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, кредитов, в том числе льготных и беззалоговых; гарантий по кредитам коммерческих банков; полной или частичной компенсации финансовым структурам недополученной прибыли при кредитовании субъектов малого предпринимательства по пониженной ставке, а также совместного финансирования за счет бюджета и кредитно-финансовых организаций. Такая финансовая помощь может являться как безвозвратной, не оговоренной какими-либо предварительными условиями, так и предполагающей использование средств строго по назначению при условии их возврата или компенсации. Второе направление - косвенная финансовая поддержка малого предпринимательства, нацеленная на поощрение, стимулирование инвестиционной активности малых предприятий. Соответствующие меры должны включать общегосударственные и региональные режимы налогообложения малых предприятий, внедрение упрощенных схем взимания налогов; установление норм ускоренной амортизации оборудования, используемого малыми предприятиями; распространение системы лизинга и др. Должен получить развитие механизм гарантий по инвестиционным кредитам малым предприятиям, включая предоставление государственных гарантий коммерческим банкам, принимающим участие в финансировании сферы малого предпринимательства.
Смотрите также
Деятельность коммерческих банков
Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых
структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения
шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, ...
Бухгалтерский учёт в банках
В услугах банков нуждается большая часть
граждан, фирм и государство. Обращаясь в банк за помощью , они становятся его
клиентами. Первые банки возникают в VIII-V веке до н.э. в Древнем Вав ...
Банковский вексель
Прошедший 1997 г.
ознаменовался количественным и качественным ростом вексельного рынка. Вексель
признан удобным средством расчета за продукцию, услуги и кредиты, а банковский
вексель учас ...