История развития банковского дела
Банки и банковские системы / Банковская система и регулирование рынка / История развития банковского дела
Страница 3

Основными недостатками банковской системы, существовавшей до реформы 1987 г., были:

отсутствие вексельного обращения;

выполнение банками по существу роли второго госбюджета;

списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве;

операции по перекредитованию всех сфер хозяйства;

потеря банковской специализации;

монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита;

низкий уровень процентных ставок;

слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью различных сфер экономики;

неконтролируемая эмиссия кредитных и банковских денег.

Реорганизация банковской системы в 1987 г. носила прежний административный характер. Монополию трех банков сменила монополия (точнее олигополия) нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались лишь реорганизованными и переименованными прежними банками.

Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов:

банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности - государственной;

сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов;

реформа проводилась в отсутствии новых экономических механизмов;

не существовало выбора кредитного источника, поскольку сохранялось закрепление предприятий за банками;

продолжалось распределение кредитных ресурсов между клиентами по вертикали;

банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая низкую ликвидность;

не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами;

произошло увеличение издержек на содержание банковского аппарата;

возникла “банковская война” за разделение текущих и ссудных счетов;

реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений - важных кредитных источников.

Представляется, что единственными позитивными моментами реформы стали упорядочение безналичных расчетов и сужение специализации банковской деятельности.

Таким образом, реорганизация 1987 г. не приблизила структуру кредитной системы к потребностям нарождавшихся рыночных отношений, сохранив неэффективную одноуровневую систему. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной системы и ее приближения к структуре западных стран.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Электронные системы межбанковских расчетов
       Все ныне действующие системы банковских операций подразделяются на системы банковских сообщений и системы расчетов. Различие между ними заключается в том, что в рамках системы банковс ...

Электронные платежи в банковской системе России
       К началу 1990-х годов банковская система нашей страны имела значительный опыт автоматизации банковских операций, в том числе расчетных, посредством разветвленной сети вычислительных ц ...

Банковская система Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития
Тема данной курсовой работы – Банковская система Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития. Эта тема была выбрана не случайно, в виду ее актуальности. Ведь банки – это одно из це ...