То, как на практике может осуществляться деятельность центральных управленческих органов рыночной экономики - министерства финансов и государственной банковской системы - можно рассмотреть на следующем примере: воздействие государства на объемы производства и прибыли автомобилестроительных компаний.
Итак, мы рассмотрим действия:
а) центрального банка (ЦБ);
б) министерства финансов (МФ);
в) владельцев и управляющих частными коммерческими банками (КБ);
г) владельцев и управляющих автостроительными фирмами - автопромышленников (АП).
В производстве автомобилей в стране N сложилось положение, когда возможные объемы производства приведут к значительному избытку данной продукции ( влияние мирового рынка, экспорт и импорт не учитываются ). В этих условиях государство принимает меры по "охлаждению" бума. Определив годовые потребности в автомобилях, государство через МФ путем увеличения налогов на прибыль АП снижает частные капиталовложения в данную отрасль. Однако налоги нельзя повышать безмерно, их предельная величина берется на уровне 50% прибыли. Но это, по расчетам МФ, оказывается недостаточным для дестимулирования инвестиций. Поэтому в дополнение к налоговым применяются кредитные методы воздействия. ЦБ выпускает облигации, чтобы изъять избыточные кредитные ресурсы у коммерческих банков. Наряду с этим ЦБ повышает учетную ставку процента за кредиты, предоставляемые частным банкам. В свою очередь, КБ вынуждены поднять уровень процента за кредиты для АП. Автопромышленники, планировавшие взять в КБ значительную сумму кредита, после повышения процентной ставки ограничивают свои займы в банках. Все предпринятые меры снижают возможности капиталовложений АП в такой степени, какая необходима, по расчетам государственных органов, для недопущения перепроизводства и балансирования спроса и предложения на автомобильном рынке.
Смотрите также
Денежная масса: методы измерения и контроль
Важнейшим количественным показателем денежного
обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем
покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот ...
Банковский маркетинг. Часть 1
Создание
и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и
юридическим лицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование
стратегии банка, определение э ...