где С – будущая стоимость денежных средств через один год,
N – сумма денежных средств, помещаемая на вклад в начале года,
P – сумма получаемого дохода в конце каждого периода,
r - искомая процентная ставка по «виртуальному вкладу».
Чтобы найти r , надо решить уравнение. В общем случае оно не разрешимо аналитическим путем, поэтому для его решения используют численные методы.
После нахождения всех процентных ставок по всем «виртуальным вкладам» можно построить графическую зависимость между процентной ставкой по «виртуальному вкладу» и величиной привлеченных на него денежных средств. Полученная кривая будет представлять собой кривую спроса на банковские услуги. Отсюда уже можно найти и ее эластичность.
Если спрос на данную банковскую услуги (в нашем случае, на депозит) неэластичен, то банк может поднять его цену (то есть снизить процентную ставку) без существенного снижения спроса.
Исключительно важное значение для банка приобретает определение правильной методики ценообразования. Исходя из уровня спроса, структуры затрат банка и цен, установленных конкурентами, банк может установить верхнюю и нижнюю границы цены за оказываемые услуги.
Широкое распространение на российском рынке получила ориентация банков при установлении цен за свои услуги на уровень, сложившийся на рынке.
Многие банки опираются на цены, устанавливаемые наиболее крупными банками. Так как по некоторым видам операций мелкие банки имеют меньшие операционные расходы, то тем самым они имеют возможность получать немалую прибыль.
Значительно реже банки используют при ценообразовании формулу «средние издержки плюс прибыль»
. Для ее применения банк должен точно и оперативно определять структуру своих расходов, что у большинства банков вызывает значительные трудности. Большое влияние здесь еще имеет продолжительность периода оказания банком услуг клиентам, определенная тем, что и кредиты, и депозиты являются срочными инструментами. Никакой банк не может точно определить свои издержки на весь период действия договора о депозите или кредите.
Поэтому банки предпочитают формулу «безубыточность плюс целевая прибыль».
В этом случае банк ориентируется на желательный для него уровень рентабельности услуг и фиксированную прибыль.
Интересной частью ценообразования является ценовая дискриминация клиентов по различным критериям, которая при правильном использовании дает значительный эффект, проявляющийся в приобретении значительных дополнительных выгод от клиентов с неэластичным спросом при очень низком уровне дополнительных издержек на организацию дискриминации. Ценовая дискриминация возникает тогда, когда у продавца существует дешевый способ определения покупателей с более эластичным спросом и одновременно с этим предотвращения перепродаж определенных благ другим потребителям с менее гибким спросом. Основная задача банковских работников сводится к поиску дешевых методов различать разных клиентов – тех, кто готов платить дорого и тех, кто купит только по низкой цене, а затем предложить скидку тем, кто в противном случае не сделает покупки.
Смотрите также
Банк и банковское дело
1.Вступление.
2.Понятие
капитала и банковского дела.
3.Ценные бумаги.
4.Банки-различия и сферы деятельности.
5.Функции коммерческих банков.
История развития ...
Банковские услуги
Проводимая
в стране экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела.
Особую актуальность в условиях перехода к рынку приобретают вопросы перспектив
развития банков и ...
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
В настоящее время основным инструментом,
характеризующим качество работы кредитной организации, служит анализ ее
финансовой деятельности. К нашему огромному сожалению, не всегда ...