Принципы организации безналичных расчетов
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банковское право / Принципы организации безналичных расчетов
Страница 1

В процессе хозяйственной деятельности у субъектов экономической деятельности возникает необходимость заключать гражданско-правовые сделки и производить расчеты, из них вытекающие. То есть против полученных работ, услуг и иных ценностей передавать поставщику их стоимостной эквивалент в виде товаров или денег. Расчеты денежными средствами наиболее приемлемы сточки зрения экономической эффективности, так как позволяют наиболее гибко, своевременно и с наименьшими сопутствующими затратами произвести передачу эквивалента стоимости его новому собственнику. В связи с тем, что деньги имеют форму наличных (непосредственно монеты, купюры) а также безналичную форму (деньги на банковских счетах, в виде расчетных документов) можно выделить два вида денежных расчетов: наличный и безналичный.

Безналичные расчеты это – перечисление суммы средств со счетов плательщиков на счета получателей, а также перечисление банками по поручению предприятий и физических лиц средств, внесенных наличными в кассу банка на счета получателей средств. Эти расчеты проводятся банками на основании расчетных документов на бумажных либо электронных носителях.[2] Кроме того, к безналичным расчетам необходимо отнести расчеты ценными бумагами[3], принимая во внимание двойственный характер этого платежного инструмента; и отметить, что безналичные расчеты через банки реализуются в многообразных формах, наиболее интересными из которых являются расчеты чеками и пластиковыми картами.

К основным принципам организации безналичных расчетов можно отнести следующие:

- эта сфера хозяйственных операций субъектов хозяйствования обязательно является регулируемой, и порядок и правила осуществления расчетов определяется законодательством и уполномоченными на это органами.

- Участники расчетов открывают по своему выбору и с согласия банка расчетные счета. Банки осуществляют обслуживание клиентов на основании заключенных договоров.

- Средства со счетов клиента могут быть списаны, только по его поручению, выраженному в письменной форме на специальных бланках; при условии наличия договоренности между банком и клиентом поручение может быть также оформлено в электронном виде.

- Состояние банковских счетов клиента, а также содержание операций, проводимых по этим счетам является банковской тайной.

- Приостановление операций по счету, а также изъятие средств со счета клиента возможно только по решению компетентных органов и решению суда.

- Банки несут ответственность перед клиентами за несвоевременность перечисления денежных средств. Но не несет ответственности за содержание операций проводимых клиентами – все споры между участниками расчетных операций проводятся без участия банка. При осуществлении платежной операции банк обязан проверить достоверность и формальное соответствие документов клиента.

- Банки обязательно ведут учет состояния счетов клиентов и предоставляют им выписки о состоянии их счетов, согласно действующим нормативным актам.

- Безналичные расчетные операции проводятся с использованием платежных инструментов, которые обязательно должны содержать информацию: об их эмитенте, платежную систему в которой они используются, правовое основание совершения операции, держателя платежного инструмента и получателя средств по нему.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Банковский маркетинг и его свойства
Реализация товаров и услуг — важнейший этап деятельности любого предприятия, работающего в условиях рынка. Банковское дело как вид предпринимательской деятельности не составляет исключения. ...

ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
  ...

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    ...