Вексель в общедоступном понимании можно определить как письменное долговое обязательство, составленное в определенной форме и дающее его владельцу безусловное право требовать, по наступлении срока его оплаты, лицом, выдавшим вексель (простой вексель) или акцептовавшим его (переводной вексель) суммы оговоренной векселем.
Исторически возникновение векселя относится к античности. Первые упоминания связаны с Древней Грецией, в которой наблюдались очень прочные связи между менялами в разных городах. Недостаток наличных монет, а также соображения безопасности в длительных переходах привели к тому, что купец получал расписку от одного менялы в том, что он получит долг в другом месте, у другого менялы, а затем по этой расписке меняла сможет вернуть себе деньги у выдавшего расписку.
По сути своей подобная расписка являлась переводным векселем. Такие векселя широко использовались в Италии с середины XII до середины XVII в., когда она считалась центром хозяйственной и финансовой деятельности, а поэтому Италия и считается родиной векселей. Если сначала вексель гарантировал получение наличных денег в другом месте, то позже он стал выступать фактом обмена товара на деньги, которые продавец получал позднее с учётом или без учёта задержки - беспроцентный и процентный вексель.
В России как уже говорилось во введение, вексель начал действовать в эпоху Петра I из-за опасности перевозки денег из одного города в другой. Эти векселя назывались казначейскими. В 1709 году в России был опубликован первый вексельный устав. Затем в 1832г. появляется Устав о векселе, вошедший в Свод законов 1857г. Третий российский вексельный устав принимается в 1902г. по аналогии с Германским 1848г., что заметно оживляет вексельное обращение в дореволюционной России. В ту пору существенным отличием от иностранных векселей была долгосрочность (до 12 мес.) российских веселей, в отличие максимального 3-х месячного срока западных обязательств. Если смотреть активность работы банков с векселями, то за 1911г. Азовско-Донской банк учёл 600 тыс. векселей, а Волжско-Камский -400 тыс. векселей. Госбанк выдавал ссуды под простые векселя.
В 1917г. вексельное право было ликвидировано, и только 20 марта1922г., в период НЭПа, появляется Положение о векселе, как о форме предоставления коммерческого кредита для торговых сделок. Во время кредитной реформы 1930-1932гг., обусловившей переход к политике централизации планирования и государственного регулирования экономики, вексельное право вновь было ликвидировано.
Постановлением от 7 августа 1937г. ЦИК и СНК СССР утвердил Женевскую конвенцию, которая определила вексель как строго формальное, безусловное, абстрактное, денежное и передаваемое обязательство. Важным положением этой конвенции явилась также солидарная ответственность всех заинтересованных по векселю лиц. Однако векселя на внутрироссийском рынке до 1990г. не использовались.
Лишь 19.06.1990г. постановлением Совета Министров СССР № 590 "Положение о ценных бумагах" векселя были "реабилитированы". Далее, 24 июня 1991г. постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР № 1451-1 "О применении векселей в хозяйственном обороте РСФСР" было разрешено предприятиям, организациям, учреждениям и предпринимателям осуществлять поставку продукции (выполнять работы, оказывать услуги) в кредит с взиманием с покупателей (потребителей, заказчиков) процентов, используя для оформления таких сделок векселя. При этом, в качестве нормативной базы, впредь до принятия соответствующего законодательства, предлагалось использовать "Положение о переводном и простом векселе" 1930г.( Женевская конвенция). Начиная с 90-го года, было принято 8 нормативных документов в отношении использования векселя на внутрироссийском рынке, последний из них принят 11.03.1997г. «ФЗ» «О переводном и простом векселе» который и определяет вексельный оборот в настоящее время.
Смотрите также
Разработка информационного
обеспечения задачи
...
Денежное обращение
Анализ
динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с
оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост
невозможно без решения пробл ...
Банковский маркетинг. Часть 1
Создание
и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и
юридическим лицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование
стратегии банка, определение э ...