Банковская система – это не только банки, но и кредитные учреждения (т.е. все экономические организации, которые выполняют банковские операции), а также специализированные организации, не осуществляющие банковских операций, но обеспечивающих деятельность банков и кредитных учреждений (расчетно-кассовые центры и клиринговые центры, кредитные магазины, фирмы по аудиту банков и др.).
В общем виде банковская система представлена на рис.1:
|
Рис. 1 Банковская система
Результатом развития программно-аппаратных средств стало создание автоматизированных банковских систем (АБС).
Целями использования АБС являются:
-сокращение времени на проведение операций и оформление документов, увеличение пропускной способности банка;
-сокращение численности персонала, занятой малоквалифицированной рутинной работой;
-улучшение качества обслуживания клиентов;
-повышение квалификации банковского персонала ;
-интегрирование в единые банковские системы.
На отечественном рынке сформировались классы АБС, каждый из которых имеет определенных потребителей от начинающих банков, осуществляющих лишь ограниченный спектр рублевых операций, до ведущих банков, вышедших на зарубежный уровень объемов и разнообразия услуг. АБС содержит необходимый потребителю набор функций.
Активно процессы автоматизации банковских технологий стали проявляться в конце 80-х – начале 90-х годов. При этом вычислительные центры, на которых осуществлялась обработка банковской информации, уже не могли предоставить банкам весь спектр услуг, необходимых для уменьшения рутинной работы и для анализа и прогнозирования финансового состояния банков.
Развитие компьютерной техники и информационных технологий позволили создать большинству банков собственные вычислительные комплексы, на базе которых были автоматизированы основные направления банковской деятельности .
Углубление процесса автоматизации функционирования банковских и прочих финансовых структур сопровождается совершенствованием технологии банковских операций и повышением уровней их управляемости. Современные информационные технологии позволяют координировать деятельность подразделений банков, расширить межбанковские связи, комплексно решать проблемы анализа банковской деятельности. Автоматизация информационных и других технологий банка содействуют улучшению качества обслуживания путем создания автоматизированных рабочих мест (АРМ) для специалистов всех уровней. В автоматизации банковских технологий находят место как простые программные продукты, позволяющие заполнять только несколько выходных форм для отчетности, так и достаточно интеллектуальные комплексы, решающие задачи управления банком. В первом случае это традиционные системы управления базами данных (СУБД), во втором – адаптируемые западные комплексы, являющиеся последним достижением мировой банковской мысли.
Основное отличие отечественной банковской инфраструктуры информационных технологий от зарубежной, с точки зрения компьютерных платформ, ‑ более высокая степень их однородности. Под компьютерной банковской платформой понимается программно-техническое оснащение решения банковских задач на базе новейших информационных, включающее в себя конкретную методологию ведения банковского дела на определенном профессиональном уровне. Использование таких платформ, в первую очередь, характерно для малых и средних банков.
Под инфраструктурой понимается совокупность, соотношение и содержательное наполнение отдельных составляющих процесса автоматизации банковских технологий.В инфраструктуре, кроме концептуальных подходов, следует выделить пять составляющих: информационное обеспечение, техническое оснащение, программные средства, системы связи и коммуникации, системы защиты.
Ориентация на автоматизацию всей деятельности банков означает постепенный эволюционный переход от более простых программно-аппаратных средств к более сложным с соответствующим наращиванием технического, технологического, кадрового потенциалов с одновременным расширением сфер использования банковского капитала.
Следует отметить и ускоренное развитие средств межбанковской телекоммуникации. Большое распространение получило мировое сообщество SWIFT. Распространяются различные телекоммуникационные системы типа системы «Клиент‑банк». Для повышения производительности банковских, финансовых и других структур увеличились поставки операционных UNIX – систем, имеющих более широкие возможности по сравнению с MS DOS.
Смотрите также
Банковский продукт – как инструмент удовлетворения потребности клиентов в условиях рынка
Коммерческий
банк, выступая
сегодня в Российской Федерации как юридическое лицо, самостоятельный агент,
производит и реализует банковский продукт, оказывает различные услуги,
удовлетворяе ...
Банк России: его функции и взаимоотношения с кредитными организациями
Содержание.
Введение________________________________________________________________________________________________
3
Раздел 1. Банк
России, его п ...