Роль Центрального банка РФ в реструктуризации банковской системы
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банковская система и тенденции ее развития в Россиии / Роль Центрального банка РФ в реструктуризации банковской системы
Страница 1

Восстановление и дальнейшее развитие банковской системы стра­ны предполагает решение двух сложных взаимосвязанных задач. Первая — срочное, оперативное восстановление банков, способных продолжать выполнение банковского обслуживания. Вторая зада­ча — на основе российского и международного опыта использовать создавшиеся возможности для формирования практически новой по

качеству и цели банковской системы на базе применения современ­ных технологий, бухгалтерского и управленческого учета, менедж­мента, надзора и аудита.

Правительством РФ, Центральным банком России и Ассоциаци­ей российских банков были намечены основные направления ре­структуризации банковской системы.

Для оперативного восстановления банков с целью продолжения ими банковского обслуживания Банк России после 17 августа 1998 г. предпринял целый ряд срочных мер:

¨ провел многосторонний межбанковский клиринг, что позволило восстановить систему расчетов;

¨ разрешил снизить нормативы отчислений в обязательные резервы, что увеличило ликвидность банковской системы;

¨ ввел специальные нормы регулирования деятельности банков, не относившихся до наступления кризиса к числу проблемных;

¨ допустил на период кризиса принятие банками рисков, исходя из величины их капиталов по состоянию на 1 августа 1998 г.;

¨ разрешил при расчете обязательных экономических нормативов в отношении операций в иностранной валюте, проведен­ных банками до 14 августа 1998 г., использовать валютный курс по состоянию на 14 августа 1998 г.;

¨ выдал ряду коммерческих банков стабилизационный кредит;

¨ установил срок действия особого режима регулирования до 1 июля 1999 г.

Таким образом, Банк России продемонстрировал свою ведущую и стабилизирующую роль в условиях нестабильности всей финансо­вой системы и способность управлять банковской системой даже в самых критических условиях.

В июле 1999 г. был принят Федеральный закон «О реструктури­зации кредитных организаций», предусматривающий создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) с целью осуществления мероприятий по реструктуризации кредит­ных организаций, обеспечения их стабильного функционирования и восстановления доверия кредиторов, в т. ч. вкладчиков, к кредит­ным организациям. Для реализации поставленных задач Агентство получает право осуществлять следующие виды деятельности:

¨ приобретение контрольных пакетов (долей в уставном капита­ле) банков, утративших капитал, и осуществление управления этими банками;

¨ принятие в залог и в управление пакетов акций (долей в устав­ ном капитале) банков, осуществление управления этими пакетами;

¨ участие в капитале банков, подвергающихся реструктуризации, представление интересов государства в этих банках, ока­зание им экономической поддержки;

¨ участие в разработке и реализации планов финансового оздоровления банков, подвергающихся реструктуризации;

¨ управление активами, приобретение, реализация и посредничество при реализации активов ликвидируемых банков;

¨ отстранение от руководства кредитной организацией лиц, до­ пустивших потерю кредитной организацией капитала либо препятствующих ее оздоровлению;

¨ привлечение необходимых финансовых ресурсов от российских и иностранных инвесторов, в том числе путем выпуска ценных бумаг, как для реализации мероприятий по реструктуризации банков, так и для организации своей деятельности.

При этом ряд функций и задач АРКО являются несвойственными ни Правительству РФ, ни Центральному банку. К таким функциям, например, относятся выкуп, управление и реализация проблемных активов кредитных организаций, поэтому и возникла необходи­мость создания административно независимой от государственных органов и Центрального банка организации для осуществления мер по реструктуризации банковской системы.

С целью углубления процесса реструктуризации кредитных орга­низаций Центральный банк РФ использует все предоставленные ему полномочия для ограничения деятельности находящихся в сла­бом финансовом положении банков, проведения реструктуризации и отзыва лицензий неплатежеспособных банков.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Российские банки после кризиса
Банковская система России после кризиса 1998 г. находится в состоянии поиска путей выживания и адаптации к новым условиям. На первый план вышли проблемы урегулирования отношений с иностранными и от ...

Банковская система Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития
Тема данной курсовой работы – Банковская система Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития. Эта тема была выбрана не случайно, в виду ее актуальности. Ведь банки – это одно из це ...

Депозитная политика коммерческого банка
Специфика банковского учреждения как одного из видов коммерческого предприятия состоит в том, что подавляющая часть его ресурсов формируется не за счет собственных, а за счет заемных средст ...