Нормативное регулирование показателей ликвидности.
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банковская прибыль и ликвидность / Нормативное регулирование показателей ликвидности.
Страница 1

Для количественной и качественной оценки ликвидности коммерческих банков в мировой практике используются разнообразные показатели, отражающие надежность и финансовую устойчивость банка, безопасность его деятельности. Одновременно эти показатели выступают в качестве критериев оценки деятельности коммерческого банка. В большинстве стран показатели ликвидности законодательно регламентируются, т. е. устанавливается перечень оценочных показателей и их критериальные уровни.

Для оценки ликвидности банка (его баланса) используется система показателей (нормативов, коэффициентов), определяющих желательные или допустимые с точки зрения регулирующих органов соотношения отдельных активных и пассивных статей баланса, а также структурные соотношения внутри активной и пассивной частей баланса банка.

В России после более чем 60-летнего перерыва также было решено ввести нормы ликвидности балансов коммерческих банков.

В Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" указывается, что Банк России может устанавливать для кредитных организаций нормативы ликвидности, определяемые как отношение ее активов к пассивам с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов, а также как соотношение ликвидных активов (наличные денежные средства, требования до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие легко реализуемые активы) и суммарных активов.

В соответствии с Инструкцией № 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций" устанавливаются следующие обязательные нормативы ликвидности:

1. Норматив текущей ликвидности

(Н2) - характеризует степень покрытия ликвидными активами обязательств кредитной организации до востребования и на срок до 30 дней:

Н2=Лат/Овт*100%

ЛАт - ликвидные активы - наличность и быстрореализуемые активы (денежные средства в кассе, в пути, прочие денежные средства, драгоценные металлы, иностранная валюта, средства на счетах "ностро" в иностранных банках стран - членов ОЭСР, остатки денежных средств на корсчете в Центральном Банке, вложения в государственные ценные бумаги, суммы краткосрочных ссуд (срок погашения которых наступает в ближайшие 30 дней) и аналогичных платежей в пользу банка.

0Вт - обязательства до востребования и на срок до 30 дней .

2. Норматив мгновенной ликвидности

(НЗ) представляет собой отношение суммы высоколиквидных активов кредитной организации к сумме обязательств кредитной организации по счетам до востребования:

Н3=Лам/Овм*100%

ЛАм - высоколиквидные активы - денежные средства в кассе, в пути, прочие денежные средства, драгоценные металлы, иностранная валюта, средства на счетах "ностро" в иностранных банках стран - членов ОЭСР;

остатки денежных средств на корсчете в Центральном Банке, вложения в государственные ценные бумаги.

ОВм - обязательства до востребования - в расчет включаются 20 % от остатков средств по счетам до востребования (остаткам средств на расчетных и текущих счетах клиентов банка, остаткам средств местных бюджетов и на счетах бюджетных учреждений и организаций, остаткам средств на счетах "лоро", вкладам и депозитам до востребования и выпущенным банком собственным векселям до востребования).

3. Норматив долгосрочной ликвидности

(Н4) представляет собой отношение выданных кредитной организации кредитов сроком погашения свыше года к капиталу кредитной организации, а также к обязательствам кредитной организации по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам на срок свыше года:

Страницы: 1 2

Смотрите также

Денежное обращение
Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения пробл ...

ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
  ...

Банковский маркетинг. Часть 2
Маркетингом (по-английски marketing, от market - рынок) называют современную систему управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий, основанную на комплексном анализе рынка, ...