Организация межбанковских расчетов
Статьи о банковском деле и кредитовании / Анализ денежных форм обращения в России / Организация межбанковских расчетов
Страница 1

Осуществление безналичных расчетов в хозяйстве между поставщиками и потребителями продукции порождает взаимные расчеты между банками. Межбанковские расчетывозникают тогда, когда плательщик и получатель средств обслуживаются разными банками, а также при взаимном кредитовании банков и перемещении наличных денег. Такие расчеты в настоящее время осуществляются через корреспондентские счета, открывающиеся на балансе каждого банка.

До 1991г. расчеты между банками осуществлялись через систему межфилиальных оборотов (МФО). Расчеты по системе МФО были хорошо отлажены, содержали четкий механизм взаимодействия между всеми банковскими учреждениями и единый порядок их урегулирования. Но такая система расчетов могла быть дифференцированной лишь в условиях централизованной системы хозяйствования, при функционировании ее в отношениях между филиалами одного банка (Госбанк СССР, Стройбанк СССР и т.д.).

С переходом к рыночной экономике, сопровождающимся созданием большого количества самостоятельных коммерческих банков, распадом СССР и формированием на его территории целого ряда суверенных государств, система межбанковских расчетов как внутри России, так и вне ее (с банками стран СНГ) должна была претерпеть существенные изменения как не обеспечивающая четкого разграничения ресурсов разных банков. Эти изменения свелись к переходу на корреспондентские отношения между банками.

Существуют два варианта организации межбанковских расчетов с помощью корреспондентских счетов: децентрализованный, основанный на корреспондентских отношениях коммерческих банков друг с другом, и централизованный, при котором расчеты между банками проводятся через их корреспондентские счета, открываемые в ЦБР.

В России межбанковские расчеты ориентируются на второй (централизованный) вариант. Проведение расчетов между банками осуществляют специально создаваемые для этих целей органы ЦБР - расчетно-кассовые центры (РКЦ). В РКЦ по месту нахождения правлений коммерческих банков открываются корреспондентские счета банков. Филиалы банков имеют корреспондентские счета типа субсчетов[1]. Для открытия корреспондентских счетов коммерческие банки представляют: заявление на открытие счета, копию зарегистрированного устава, образцы подписей первых лиц банка и оттиска печати банка. Одновременно с открытием счета заключается договор о корреспондентских отношениях с РКЦ ЦБР, где предусматриваются права, обязанности обеих сторон и ответственность за выполнение взятых обязательств.

Через корреспондентские счета банки осуществляют весь круг операций, связанных с обслуживанием своей клиентуры, а также операции самого банка как хозяйствующего субъекта. Для учреждения банка корреспондентский счет - это своего рода «расчетный» счет, на нем хранятся все средства коммерческого банка (как собственные, так и не использованные им деньги своих клиентов, а также неиспользованные деньги, полученные в ссуду от других кредитных учреждений).

Главный принцип осуществления платежей по корреспондентским счетам коммерческих банков - это осуществление их строго при наличии и в пределах остатка средств на этих счетах. При недостаточности средств на счете банка для производства платежей ЦБР может оплатить претензии к счету этого банка за счет своего кредита (овердрафта), но по высокой процентной ставке. Такой принцип организации межбанковских расчетов нацелен на активизацию депозитной политики коммерческих банков, рациональное возмещение ими ресурсов с соблюдением должного уровня ликвидности. Такая организация межбанковских расчетов предполагает высокую степень ответственности каждого коммерческого банка за бесперебойность расчетов с другими банками-корреспондентами. Посредничество Центрального банка России в платежах между банками позволяет контролировать и регулировать денежный оборот в стране.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Денежный оборот и система расчетов на предприятии
В современных условиях деньги являют­ся неотъемлемым атрибутом хозяйствен­ной жизни. Хозяйственные связи - необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойно ...

Банковский вексель
Прошедший 1997 г. ознаменовался количественным и качественным ростом вексельного рынка.  Вексель признан удобным средством расчета за продукцию, услуги и кредиты, а банковский вексель  учас ...

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
    В настоящее время основным инструментом, характеризующим качество работы кредитной организации, служит анализ ее финансовой деятельности. К нашему огромному сожалению, не всегда ...