Валютное регулирование и валютный контроль
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банк России: его функции и взаимоотношения с кредитными организациями / Банк России, его правовое положение и функции / Валютное регулирование и валютный контроль
Страница 1

До 1992 г. валютные операции были монополией государства. Вся поступающая в страну валюта в обязательном порядке продавалась Внешэкономбанку. При необходимости произвести платежи за импорт или для расчетов по другим операциям Внешэкономбанк продавал валюту в пределах утвержденного для каждого покупателя лимита. Валюта покупалась и продавалась за рубли по централизованно установленному курсу.

В 1991 г. использовались и публиковались три вида валютных курсов рубля: официальный, коммерческий и специальный. Наряду с ними существовал биржевой курс. Этот курс определялся на аукционах, которые проводил Внешэкономбанк с ноября 1989 г. до мая 1991 г. Всего проведено 19 аукционов, на которых реализовано свободно конвертируемой валюты на 300 млн. долл. США при заявленном спросе в 1042 млн. долл. США. Средний аукционный курс рубля составлял 22,6 руб. за 1 американский доллар.

Наряду с этими курсами существовал неофициальный курс «черного рынка». Между ними был разрыв в десятки раз. Такое положение не могло продолжаться в условиях перехода к рыночным отношениям. Возникла объективная необходимость определения валютного курса рубля, адекватного таким отношениям.

На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, состояние экспорта и импорта, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуации и др. Реальный в данных конкретных условиях валютный курс может быть определен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах.

В 1991 г. в составе Госбанка СССР был создан Центр проведения межбанковских валютных операций. В 1992 г. 30 ведущих коммерческих банков и ЦБ РФ учредили Московскую межбанковскую валютную биржу в виде акционерного общества закрытого типа. Уставный фонд был сформирован путем выпуска 2490 именных акции по 100 тыс. руб. каждая.

На бирже регулярно определяется курс рубля к доллару США. С 1 июля 1992 г. биржевой курс рубля используется ЦБ РФ для официальной котировку рубля к иностранным валютам. В 1993 г. началось создание региональных валютных бирж. Первой стала функционировать Санкт-Петербургская биржа. В 1995 г. валютные операции стали проводиться на биржах в Новосибирске, Екатеринбурге, Владивостоке, Ростове-на-Дону и др.

В России было допущено наряду с рублем обращение твердой валюты – долларов США. По разным опубликованным источникам можно сделать вывод что количество обращающихся долларов США составляет по биржевому курсу сумму, значительно превышающую рублевую сумму наличной денежной массы в России.

Биржевой курс рубля стал наиболее точным индикатором динамики макро экономических процессов и инструментом воздействия на них. Исходя из роли валютного курса и его влияния на денежное обращение в стране ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование, организует валютный контроль, публикует курс рубля по отношению к иностранным валютам и регламентирует порядок расчетов с иностранными государствами.

Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что ЦБ РФ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса рубля ЦБ РФ продает иностранную валюту, для снижения — скупает иностранную валюту в обмен на национальную. ЦБ РФ проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс рубля к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Банк России. Роль Центрального банка Российской Федерации
  ...

Договорные отношения в банковском деле
Рыночная экономика — это экономика договорных отношений между равноправными и равноответственными партнерами. На кредитном рынке в договорные отношения вступают банки и хозорганы как кредито ...

Банковский маркетинг и его свойства
Реализация товаров и услуг — важнейший этап деятельности любого предприятия, работающего в условиях рынка. Банковское дело как вид предпринимательской деятельности не составляет исключения. ...