РЕСУРСЫ БАНКОВ
Банки и банковские системы / Банки и их операции / РЕСУРСЫ БАНКОВ
Страница 1

Ресурсы банков делятся на собственные и привлеченные.

В состав собственных ресурсов государственных банков в условиях функционирования командно-административной системы управления экономикой включались закрепленные за банками средст­ва уставного, резервного фондов, фонда основных средств, фонда амортизации и фонда развития банковского дела. Средства двух основных фондов - основного и резервного - первоначально созда­вались за счет средств государственного бюджета.

Состав привлеченных средств (ресурсов) в государственных банках формировался в основном за счет средств государственного бюджета, средств на расчетных, текущих счетах, денежных накопле­ний трудящихся и эмиссионного ресурса.

Переход к рыночной модели экономики, ликвидация монополии государства на банковское дело, создание двухзвенной банковской системы коренным образом меняет характер банковских ресурсов. Размер общегосударственного ссудного фонда резко сужается, и сфера его функционирования сосредотачивается в первом звене бан­ковской системы - Государственном банке, центральных государст­венных банках республик и их филиалах. Государственные, коопера­тивные смешанные (с точки зрения собственности) предприятия, общественные организации, население в условиях рыночной экономики получают право выбора банка, где они хранят свои денежные ресур­сы. Ликвидируется бесплатное пользование банками ресурсов госу­дарственных предприятий и организаций.

То есть образуется рынок кредитных ресурсов. Государственный ссудный фонд страны становится частью рынка кредитных ресурсов.

Масштабы деятельности коммерческого банка, а следовательно, размеры доходов, которые он получает, теперь зависят от размера тех ресурсов, которые банк приобретает на рынке ссудных ресурсов. Отсюда возникает конкурентная борьба между банками на рынке ссудных ресурсов.

Наряду с возникновением рынка кредитных ресурсов создается рынок ценных бумаг. Банки оказываются вовлеченными в новые формы банковской деятельности - операции с ценными бумагами, лизинговые, факторинговые и другие операции. Это приводит к тому, что в состав банковских ресурсов могут входить уже не только денежные средства, но и товарно-материальные ценности и ценные бумаги. Поскольку Государственный банк становится для других банков резервным, или "банком банков", то часть ресурсов коммерческие банки могут получать от него, в свою очередь передавая ему часть своих ресур­сов в качестве резерва.

Итак, коммерческие банки становятся специфическими коммерчес­кими предприятиями, специализирующимися на посреднической деятель­ности, связанной, с одной стороны, с покупкой ресурсов на свобод­ном рынке кредитных ресурсов, а с другой - их продажей нуждающим­ся предприятиям, организациям и населению.

Переход на рыночные отношения меняет структуру ресурсов ком­мерческих банков. В качестве собственных ресурсов коммерческих банков выступает прежде всего акционерный и резервный капитал, образованный за счет размещения акций банков на рынке ценных бумаг, а также специальные фонды, образуемые в соответствии с их уставами, путем отчислений от прибыли.

Среди привлеченных ресурсов появляются новые виды: ссуды, полученные от Государственного банка и другие кредитные учреждений средства других банков, хранящиеся на корреспондентских и межбан­ковских депозитных счетах; средства, полученные от выпуска облига­ций; товарно-материальные ценности, приобретенные банками и предназначенные для осуществления лизинговых операций. Вместе с тем, сохраняются и традиционные виды ресурсов: средства предприя­тий и организаций, привлеченные на банковские счета (среди которых важное значение приобретают средства, привлеченные на срочные депозиты); сродства населения во вкладах (однако их характер несколько меняется, поскольку во вкладах теперь хранится не только часть фонда индивидуального потребления, но и часть производственных фондов лиц, занятых индивидуальной производственной деятельнос­тью); бюджетные средства, которые представлены средствами мест­ных бюджетов (в том случаев если банку поручено исполнение мест­ного бюджета); средства, привлеченные от общественных и партий­ных организаций, фондов, органов и учреждений страхования, кре­дитных товариществ и кооперативов, ломбардов, касс взаимопомощи.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Банковский маркетинг. Часть 2
Маркетингом (по-английски marketing, от market - рынок) называют современную систему управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий, основанную на комплексном анализе рынка, ...

Разработка информационного обеспечения задачи
  ...

Денежное обращение
Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения пробл ...