РЕСУРСЫ БАНКОВ
Банки и банковские системы / Банки и их операции / РЕСУРСЫ БАНКОВ
Страница 1

Ресурсы банков делятся на собственные и привлеченные.

В состав собственных ресурсов государственных банков в условиях функционирования командно-административной системы управления экономикой включались закрепленные за банками средст­ва уставного, резервного фондов, фонда основных средств, фонда амортизации и фонда развития банковского дела. Средства двух основных фондов - основного и резервного - первоначально созда­вались за счет средств государственного бюджета.

Состав привлеченных средств (ресурсов) в государственных банках формировался в основном за счет средств государственного бюджета, средств на расчетных, текущих счетах, денежных накопле­ний трудящихся и эмиссионного ресурса.

Переход к рыночной модели экономики, ликвидация монополии государства на банковское дело, создание двухзвенной банковской системы коренным образом меняет характер банковских ресурсов. Размер общегосударственного ссудного фонда резко сужается, и сфера его функционирования сосредотачивается в первом звене бан­ковской системы - Государственном банке, центральных государст­венных банках республик и их филиалах. Государственные, коопера­тивные смешанные (с точки зрения собственности) предприятия, общественные организации, население в условиях рыночной экономики получают право выбора банка, где они хранят свои денежные ресур­сы. Ликвидируется бесплатное пользование банками ресурсов госу­дарственных предприятий и организаций.

То есть образуется рынок кредитных ресурсов. Государственный ссудный фонд страны становится частью рынка кредитных ресурсов.

Масштабы деятельности коммерческого банка, а следовательно, размеры доходов, которые он получает, теперь зависят от размера тех ресурсов, которые банк приобретает на рынке ссудных ресурсов. Отсюда возникает конкурентная борьба между банками на рынке ссудных ресурсов.

Наряду с возникновением рынка кредитных ресурсов создается рынок ценных бумаг. Банки оказываются вовлеченными в новые формы банковской деятельности - операции с ценными бумагами, лизинговые, факторинговые и другие операции. Это приводит к тому, что в состав банковских ресурсов могут входить уже не только денежные средства, но и товарно-материальные ценности и ценные бумаги. Поскольку Государственный банк становится для других банков резервным, или "банком банков", то часть ресурсов коммерческие банки могут получать от него, в свою очередь передавая ему часть своих ресур­сов в качестве резерва.

Итак, коммерческие банки становятся специфическими коммерчес­кими предприятиями, специализирующимися на посреднической деятель­ности, связанной, с одной стороны, с покупкой ресурсов на свобод­ном рынке кредитных ресурсов, а с другой - их продажей нуждающим­ся предприятиям, организациям и населению.

Переход на рыночные отношения меняет структуру ресурсов ком­мерческих банков. В качестве собственных ресурсов коммерческих банков выступает прежде всего акционерный и резервный капитал, образованный за счет размещения акций банков на рынке ценных бумаг, а также специальные фонды, образуемые в соответствии с их уставами, путем отчислений от прибыли.

Среди привлеченных ресурсов появляются новые виды: ссуды, полученные от Государственного банка и другие кредитные учреждений средства других банков, хранящиеся на корреспондентских и межбан­ковских депозитных счетах; средства, полученные от выпуска облига­ций; товарно-материальные ценности, приобретенные банками и предназначенные для осуществления лизинговых операций. Вместе с тем, сохраняются и традиционные виды ресурсов: средства предприя­тий и организаций, привлеченные на банковские счета (среди которых важное значение приобретают средства, привлеченные на срочные депозиты); сродства населения во вкладах (однако их характер несколько меняется, поскольку во вкладах теперь хранится не только часть фонда индивидуального потребления, но и часть производственных фондов лиц, занятых индивидуальной производственной деятельнос­тью); бюджетные средства, которые представлены средствами мест­ных бюджетов (в том случаев если банку поручено исполнение мест­ного бюджета); средства, привлеченные от общественных и партий­ных организаций, фондов, органов и учреждений страхования, кре­дитных товариществ и кооперативов, ломбардов, касс взаимопомощи.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Банковский маркетинг. Часть 2
Маркетингом (по-английски marketing, от market - рынок) называют современную систему управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий, основанную на комплексном анализе рынка, ...

Электронные платежи в банковской системе России
       К началу 1990-х годов банковская система нашей страны имела значительный опыт автоматизации банковских операций, в том числе расчетных, посредством разветвленной сети вычислительных ц ...

Приложения
  ...