Банковские «болезни» и тенденции развития банковской системы
Банки и банковские системы / Банки и их роль в современной экономике / Банковские «болезни» и тенденции развития банковской системы
Страница 2

5. Значительная зависимость банков от крупных акционеров, являющихся одновременно клиен­тами банков и участниками их финансово-промышленных групп.

6. Низкий профессиональный уровень руково­дящего звена ряда банков, а в отдельных случаях - личная заинтересованность банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономиче­ские интересы клиентов и акционеров.

7. Политизированность мышления и действий высших руководителей некоторых крупных банков, масштабное использование ими находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за пределы собственно банков­ского дела.

8. Недостаточная жесткость надзорных требо­ваний.

9. Недостатки действующего законодательства, неурегулированность многих юридических, аспектов деятельности банков, осуществления банковского над­зора; отсутствие системы страхования вкладов граждан, организации процедур санирования, реструк­туризации и банкротства банков.

Первое. Следует отметить, все указанные проб­лемы не являются независимыми друг от друга.

Второе. Их можно разделить на две группы. Это внешние по отношению к банкам проблемы, реше­ние которых практически не зависит от самих бан­ков (выделены курсивом), и внутренние, связанные с непосредственной деятельностью банков.

Третье. Внутренние проблемы условно можно разбить на три группы. Сформулированные в пе­речне четвертая и шестая проблемы возникли как следствие недостаточной квалификации или низ­кого качества работы высших руководителей конк­ретных коммерческих банков. Пятая и седьмая - в результате сочетания недостаточного контроля за работой банков со стороны акционеров и несовер­шенства банковского надзора. Первая и вторая - как бы итог совместного влияния двух названных ранее групп. Такая классификация позволяет сде­лать интересный вывод.

Таким образом, данный анализ дает основания утверждать, что одной из главных причин падения крупных российских банков является низкое качест­во управления, а не какие-либо внешние причины. В этом плане представляется неполным определение исходных причин, обусловивших кризис банков­ской системы России, данное правительством Рос­сийской Федерации и Банком России в указанном выше документе. В нем эти причины сведены лишь к "неудовлетворительному состоянию реального сектора экономики и государственных финансов, выразившемуся в спаде производства и хрони­ческом дефиците государственного бюджета". Эта исходная причина действительно серьезная, но нельзя лишь этой, внешней по отношению к бан­кам, причиной объяснять кризис банковской сис­темы. Именно не менее серьезной внутренней причиной, его породившей, является низкое ка­чество управления во многих крупных коммерче­ских банках, что вызвало паралич системы расчетов.

Корни кризиса скрыты глубоко. Если проанали­зировать уровень непосредственного руководства банковским сообществом, то руководители и экс­перты констатируют, что причиной банковского кризиса явилось неудовлетворительное состояние банковского менеджмента, и это, на наш взгляд, соответствует действительности. Но правомерно задать вопрос, почему системы управления в круп­ных российских банках пришли в состояние, когда они не смогли адекватно реагировать на меняющую­ся ситуацию, т. е. выполнять свои основные функ­ции.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Валютный кассир
Современная банковская система сложилась в нашей стране за последние десять лет. До 1988 года функционировали только Государственный банк и три специализированных банка – Промстройбанк, Ж ...

Банк России. Роль Центрального банка Российской Федерации
  ...

Денежное обращение
Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения пробл ...