Во-вторых, данным Законом банки обязали самостоятельно предоставлять специальные формуляры, содержащие информацию о многих операциях (о большинстве их) по счетам юридических и физических лиц. Причем не только подозрительных, но и тех, которые субъекты хозяйствования проводят в процессе их нормальной хозяйственной деятельности (например, международный перевод денежных средств субъектом права, за исключением физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в течение шести месяцев с момента его государственной регистрации и т.п.).
В-третьих, Законом утвержден перечень государственных органов, осуществляющих контроль за порядком проведения финансовых операций, которые ранее не были наделены правом получения информации. С принятием Закона специальные формуляры от банков по подозрительным операциям должны направляться только в налоговые органы и Комитет госконтроля. Однако иные, указанные в ст.8 Закона "органы, осуществляющие контроль за порядком проведения финансовых операций" получают право проводить документальные и иные проверки (ревизии, инвентаризации) с целью установления правильности проведения и регистрации операций, а также полноты и достоверности представляемой информации. Следовательно, данные госорганы приобрели возможность получать сведения в пределах своей компетенции.
После принятия БК право этих органов на проведение проверок для получения информации вызывает большие сомнения. В силу ст.10 Закона от
10.01.2000г. "О нормативных правовых актах" кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам.
По валютным счетам и вкладам физических лиц ситуация еще проще.
Нормы Декрета N 4 устанавливают режим банковской тайны, идентичный Банковскому кодексу. При противоречиях с Декретом в силу Конституции он будет иметь более высокую юридическую силу. А поэтому можно утверждать, что указанные в Законе о легализации, но не содержащиеся в БК органы, не могут проводить подобные проверки. Противники данной точки зрения могут возразить, что информацию данные органы будут черпать не из запросов, а путем получения от банков специальных формуляров и проведения проверок. Но, на наш взгляд, изложенная выше позиция вполне обоснованна, так как не имеет значения способ получения информации (путем запроса, направления специального формуляра или проведения проверки) -- главное, допустимость БК и Декретом N 4 получения информации тем или иным органом в определенном случае. Впрочем, данное мнение может не совпадать с позицией государственных органов. Хотя толкование сложившейся спорной ситуации в пользу нового Закона может лишить банки многих вкладчиков.
Таким образом, привлечение денежных средств, инвестиций в банковскую систему, а тем самым и в экономику не только из-за границы, но и из внутренних источников вряд ли возможно без жестких гарантий соблюдения банковской тайны. Этого не стоит забывать, принимая меры, стимулирующие инвестиции лишь налоговыми льготами или иными гарантиями.[3]
Ежегодно в банковской среде выявляется около 3 тыс. хищений. Чаще всего преступники используют схему так называемых ''инструментов первокласных банков'', находят свои жертвы из числа инвесторов или тех, кто нуждаеться в кредитах. Проводяться мошеннеческие операции с ценными бумагами путем изготовления копий векселей либо их хищение из депозитариев, используют также необеспеченные вексели. Основные методы противодействия
финансовому мошенничеству: своевременное предание гласности установленных случаев мошенничества, оповещение руководителей и специалистов банков о наиболее опасных схемах мошенничества и главное, качественная работа службы безопасности банка.
Смотрите также
Банковская система. Прибыль банка и ее источники
Данная
тема выбрана мной в связи с тем, что банковская система - одна из важнейших и
неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного
производства и обращения шло паралл ...
Анализ активов
Нематериальные активы по-английски называются гораздо более романтично — intangible («неосязаемые»). То есть в эту категорию имущества входит то, что нельзя пощупать, ощутить, к че ...
Депозитная политика коммерческого банка
Специфика
банковского учреждения как одного из видов коммерческого предприятия состоит в
том, что подавляющая часть его ресурсов формируется не за счет собственных, а
за счет заемных средст ...