Коммерческие банки
Банки и банковские системы / Банковская система России: институциональные изменения и показатели развития / Коммерческие банки
Страница 1

Вторым ярусом банковской системы России, как и других стран, выступают универсальные и специализированные ком­мерческие банки. В соответствии с российским законодательством банками являются кредитные организации, выполняющие в совокупности такие виды операций, как: привлечение во вклады средств юридических и физических лиц; размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. При этом для осуществления сво­ей деятельности банки должны пройти государственную регист­рацию в Центральном банке РФ и получить лицензию на осу­ществление определенных банковских операций.

За время своего небольшого существования количество ком­мерческих банков в стране постоянно изменялось, первоначаль­но их количество увеличивалось, а затем наступил период кон­центрации и централизации капитала, когда увеличивался ус­тавный капитал банков, но уменьшалось их количество. После кризиса 1998 г., когда потерпели фиаско многие крупные банки, банковская система до сих пор находится в условиях реформи­рования и реорганизации. В период с 1998 г. по январь 2001 г. количество банков сократилось почти на 80%. И только после 2001 г. начался рост количества банков (см. табл. 3). В на­стоящее время насчитывается 1276 коммерческих банков, одна­ко из них только 90% считаются финансово устойчивыми.

Коммерческие банки России по своей величине в основном мелкие и средние. 36,4% коммерческих банков имеют уставный капитал от 5 до 25 млн. руб., 23,9% — от 10 до 30 млн. руб. и только 17% коммерческих банков удовлетворяют требованию Центрального банка РФ о минимальной величине уставного капитала (5 млн. евро, см. табл.4). Основное место расположе­ния коммерческих банков, как уже упоминалось ранее, — Цен­тральная часть России, и в большей степени г. Москва. Здесь сосредоточено 696 банков, из них в Москве и Московской об­ласти — 621 банк, что составляет около 50% всех банков.

По своей организационно-правовой форме большинство коммерческих банков являются акционерными банками, хотя присутствуют и банки как общества с ограниченной и дополни­тельной ответственностью. Для России в большей степени, чем в развитых странах, характерны государственные банки, или банки с участием государства. По данным на конец 2001 г., бан­ков с участием государственных унитарных предприятий было свыше 400. Из них только в капитале пяти-шести крупных бан­ков участвовало непосредственно государство. Наиболее круп­ными из них являются такие банки, как Сберегательный банк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк.

В России разрешено открытие банков с участием иностран­ного капитала. Коммерческих банков с привлечением иностран­ных инвестиций в пределах 35—50% капитала банка насчитыва­ется 127, а со 100%-ным иностранным участием на данный мо­мент 23. Несмотря на небольшое количество таких банков, их доля в совокупных активах банковской системы составляет око­ло 6%. Наиболее крупным иностранным банком на территории России является австрийский Райзенбанк. В основном коммерческие банки универсальны, т.е. выполняют полный набор операций и обслуживают все категории клиентов.

В соответствии с российским законодательством, а именно, Законом РФ «О банках и банковской деятельности», коммерче­ские банки могут выполнять, как уже говорилось ранее, следую­щие виды операций: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определен­ный срок); размещение привлеченных денежных средств от сво­его имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетов по по­ручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов по их банковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привле­чение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий; осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.

Кроме чисто банковских операций они могут выполнять и определенные сделки: выдачу гарантий; приобретение права тре­бования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лица­ми; осуществление операций с драгоценными металлами и кам­нями; предоставление в аренду физическим и юридическим ли­цам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; лизинговые операции; оказание консультационных и информационных услуг.

Однако несмотря на такой широкий перечень операций, рос­сийские банки акцентируют свое внимание лишь на небольшом количестве операций. Среди пассивных операций основными вы­ступают ведение счетов предприятий, корреспондентских счетов банков и принятие вкладов населения, на которые приходится свыше 55% пассивов. Что касается активных операций, то здесь преобладают кредиты — 40% (из них кредиты в реальный сектор экономики составляют лишь 32,3%) и вложения в ценные бума­ги — 19%. В силу краткосрочности привлекаемых ресурсов бан­ки работают на денежном рынке, предоставляя краткосрочные кредиты. Лишь небольшая группа банков активно занимается долгосрочным кредитованием и инвестициями. В целом предос­тавляемые кредиты составляют 12% от ВВП, тогда как в разви­тых странах этот показатель в десятки раз выше. Большая часть активов коммерческих банков размещена на корреспондентских счетах банков. Среди прочих операций основное место занима­ют операции с иностранной валютой. Доля валютных пассивов в совокупных пассивах коммерческих банков составляет 34,7%, а доля валютных активов в совокупных активах — 43,4%.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Виды кредитных денег, их характеристика. Особенности электронных денег
 Средство платежа - наиболее развитая функция денег. Она развивалась на базе усложнения хозяйственных связей, оказывая влияние на развитие и состояние банковских и финансовых систем, находясь ...

Анализ активов
Нематериальные активы по-английски называются гораздо более романтично — intangible («неосязаемые»). То есть в эту категорию имущества входит то, что нельзя пощупать, ощутить, к че ...

Банковский маркетинг. Часть 2
Маркетингом (по-английски marketing, от market - рынок) называют современную систему управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий, основанную на комплексном анализе рынка, ...