Ø отсутствие вексельного обращения;
Ø выполнение банками по существу роли второго госбюджета;
Ø списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве;
Ø операции по перекредитованию всех сфер хозяйства;
Ø потеря банковской специализации;
Ø монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита;
Ø низкий уровень процентных ставок;
Ø слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью различных сфер экономики;
Ø неконтролируемая эмиссия кредитных и банковских денег.
Реорганизация банковской системы в 1987 г. носила прежний административный характер. Монополию трех банков сменила монополия (точнее олигополия) нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались лишь реорганизованными и переименованными прежними банками.
Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов:
Ø банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности - государственной;
Ø сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов;
Ø реформа проводилась в отсутствии новых экономических механизмов;
Ø не существовало выбора кредитного источника, поскольку сохранялось закрепление предприятий за банками;
Ø продолжалось распределение кредитных ресурсов между клиентами по вертикали;
Ø банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая низкую ликвидность;
Ø не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами;
Ø произошло увеличение издержек на содержание банковского аппарата;
Ø возникла “банковская война” за разделение текущих и ссудных счетов;
Ø реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений - важных кредитных источников.
Представляется, что единственными позитивными моментами реформы стали упорядочение безналичных расчетов и сужение специализации банковской деятельности.
Таким образом, реорганизация 1987 г. не приблизила структуру кредитной системы к потребностям нарождавшихся рыночных отношений, сохранив неэффективную одноуровневую систему. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной class=WordSection2>
с class=WordSection3>
истемы и ее приближения к структуре западных стран.
Смотрите также
Электронные системы межбанковских расчетов
Все ныне действующие системы банковских
операций подразделяются на системы банковских сообщений и системы расчетов.
Различие между ними заключается в том, что в рамках системы банковс ...
Банковский маркетинг. Часть 1
Создание
и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и
юридическим лицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование
стратегии банка, определение э ...
Банковский маркетинг и его свойства
Реализация
товаров и услуг — важнейший этап деятельности любого предприятия, работающего в
условиях рынка. Банковское дело как вид предпринимательской деятельности не
составляет исключения. ...