История развития банковского дела
Банки и банковские системы / Банковская система Российской Федерации / История развития банковского дела
Страница 2

Ø отсутствие вексельного обращения;

Ø выполнение банками по существу роли второго госбюджета;

Ø списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве;

Ø операции по перекредитованию всех сфер хозяйства;

Ø потеря банковской специализации;

Ø монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита;

Ø низкий уровень процентных ставок;

Ø слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью различных сфер экономики;

Ø неконтролируемая эмиссия кредитных и банковских денег.

Реорганизация банковской системы в 1987 г. носила прежний административный характер. Монополию трех банков сменила монополия (точнее олигополия) нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались лишь реорганизованными и переименованными прежними банками.

Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов:

Ø банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности - государственной;

Ø сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов;

Ø реформа проводилась в отсутствии новых экономических механизмов;

Ø не существовало выбора кредитного источника, поскольку сохранялось закрепление предприятий за банками;

Ø продолжалось распределение кредитных ресурсов между клиентами по вертикали;

Ø банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая низкую ликвидность;

Ø не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами;

Ø произошло увеличение издержек на содержание банковского аппарата;

Ø возникла “банковская война” за разделение текущих и ссудных счетов;

Ø реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений - важных кредитных источников.

Представляется, что единственными позитивными моментами реформы стали упорядочение безналичных расчетов и сужение специализации банковской деятельности.

Таким образом, реорганизация 1987 г. не приблизила структуру кредитной системы к потребностям нарождавшихся рыночных отношений, сохранив неэффективную одноуровневую систему. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной class=WordSection2>

с class=WordSection3>

истемы и ее приближения к структуре западных стран.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Электронные системы межбанковских расчетов
       Все ныне действующие системы банковских операций подразделяются на системы банковских сообщений и системы расчетов. Различие между ними заключается в том, что в рамках системы банковс ...

Банковский маркетинг. Часть 1
Создание и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и юридическим лицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование стратегии банка, определение э ...

Банковский маркетинг и его свойства
Реализация товаров и услуг — важнейший этап деятельности любого предприятия, работающего в условиях рынка. Банковское дело как вид предпринимательской деятельности не составляет исключения. ...