Роль банков в стимулировании развития экономики
Банки и банковские системы / Банковская система в условиях трансформационной экономики / Роль банков в стимулировании развития экономики
Страница 1

Стимулирование экономики в широком смысле слова понимают как сумму всех мероприятий государства, общественно-правовых объединений или специальных, созданных для этого, учреждений в области экономической политики. Они направлены на то, чтобы улучшить экономическую ситуацию географического региона, отрасли экономики (например, горнорудная промышленность, космическая, судостроительная промышленность и др.), группы предприятий (например, средние предприятия, предприятия кустарного промысла, предприятия новых технологий) путем дальнейшего развития (стимулирование инвестиций), или чтобы облегчить создание таких объектов, или дать возможность создать их.

Используемые мероприятия могут быть разного вида. В качестве государственных инструментов для развития экономики можно назвать структурную, региональную, технологическую политику, политику средних предприятий, политику создания новых предприятий, политику кустарной промышленности и промышленную политику. Стимулирование осуществляется в виде целенаправленных дотаций (отраслям, географически определенным регионам), путем косвенных мер (как, например, гарантии амортизационных отчислений специального назначения), путем прямых или косвенных форм помощи в финансировании любого вида.

Капитал является крайне ограниченным товаром в рыночных условиях народного хозяйства. Поэтому его трудно получить при определенных обстоятельствах, и в любом случае по относительно высокой стоимости. Проблематично то, что (номинальный) капитал нельзя или едва можно заменить. Хотя в своих различных формах капитал не является фактором пользования, но он, благодаря экономическим элементам (факторы, результат комбинации факторов и результат оценки последней), может быть заморожен и вновь высвобожден.

Поэтому возможность финансирования любой потребности в капитале становится решающей в целях создания, существования и дальнейшего развития предприятий. Тем самым она одновременно становится и важным ключевым фактором успешного стимулирования экономики государством.

На основе того, что обычно крупные предприятия в противоположность мелким и средним едва ли имеют или имеют лишь незначительные возможности финансирования, прежде всего стимулирование экономики направлено на совершенствование возможностей финансирования средних предприятий.

Стимулирование в узком смысле слова сокращается по вышеназванным причинам до поддержки в финансировании при создании предприятия, а также финансирования роста и рискованных сделок уже существующих средних предприятий в виде собственного и заемного капитала и обеспечения гарантий.

Такой концептуальный подход направлен не на то, чтобы предоставлять предприятиям капитал в виде дотаций на длительный срок и к тому же бесплатно, а чтобы облегчить доступ на рынки собственного и/или заемного капитала. Кроме того, предприятия должны дотироваться на ограниченный период времени так, чтобы затраты на предоставление капитала были незначительными или чтобы по сравнению с рыночными их объём был явно незначительным. Гарантированный заемный капитал или собственный капитал должен в любом случае возвращаться предприятиями, плата за пользование капиталом (проценты и др.) должна быть внесена точно в срок.

Финансовая поддержка, предоставляемая в виде программ, включает действия по стимулированию финансирования из заемного капитала (например, беспроцентная или под небольшие проценты ссуда, поддержка в обслуживании долга, в погашении платы или доплата для понижения процента), а также поручительства и гарантии.

Каталог мер по стимулированию во всех странах - членах ЕС, в США, Канаде и Японии чрезвычайно широк. Предприниматели созданных предприятий и заинтересованные предприятия могут часто лишь с помощью специалистов узнать, на какие средства они могут претендовать и в каких программах.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Денежная реформа в Республике Казахстан
Вся история денежных доктрин показывает, что и их появление и борьба определялись, как правило, конкретными практическими задачами, ответа на которые требовало развитие хозяйственных отноше ...

Банковский маркетинг. Часть 1
Создание и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и юридическим лицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование стратегии банка, определение э ...

Электронные платежи в банковской системе России
       К началу 1990-х годов банковская система нашей страны имела значительный опыт автоматизации банковских операций, в том числе расчетных, посредством разветвленной сети вычислительных ц ...