Система организации сбора и обработки информации в Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу
Взаимодействие банков с органами финансового надзора / ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УЛУЧШЕНИЯ СОВМЕСТИМОСТИ И СОПРЯЖЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ БАНКОВСКОГО И ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА / Система организации сбора и обработки информации в Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу
Страница 1

Для несложного объяснения порядка информационного взаимодействия банков с КФМ России, необходимо разделить его на два этапа, определяющие, во-первых, порядок представления информации в КФМ России Банком России и, во-вторых, направления соответствующей информации в КФМ России от коммерческих и иных банков.

Порядок представления банками сведений в соответствии с российским законодательством в КФМ России

Законом [6] предусмотрено, что «Порядок представления информации в уполномоченный орган [КФМ России] устанавливается Правительством Российской Федерации, а в отношении кредитных организаций – Банком России».

Положением Банка России [28] установлен указанный порядок в соответствии с которым, определено, что представление из кредитной организации в КФМ России сведений осуществляется в виде Отчета в виде электронного документа (ОЭД), подписанного заверенной зарегистрированной электронной цифровой подписью (ЭЦП). Кредитная организация самостоятельно изготавливает ключи ЭЦП, которые она должна направить на регистрацию в территориальное управление (ТУ) Банка России по месту нахождения кредитной организации. Кредитная организация подписывает ОЭД электронной цифровой подписью, затем шифрует его, после чего зашифрованное сообщение повторно подписывает ЭЦП.

Доставка ОЭД в ТУ может быть произведена по каналам связи или на магнитном носителе. ОЭД может содержать более чем одну операцию о которой кредитная организация сообщает в КФМ России. В целях своевременного представления информации в КФМ России кредитная организация направляет ОЭД в ТУ до 16.00 по местному времени рабочего дня, следующего за днем совершения операции. Принятая информация в тот же день до 18.00 по местному времени передается из ТУ в Главный центр информатизации (ГЦИ) Банка России. В Положении [28] сказано, что порядок направления информации из ГЦИ в КФМ России осуществляется в порядке, устанавливаемом Банком России.

В целях установления порядка передачи сведений из ГЦИ в КФМ России было подписано Соглашение от 28.01.02 г. «Об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России), осуществляемом в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» [36]. Приложением №1 к данному Соглашению устанавливается временный порядок доставки информации от банков до КФМ России, предусматривающий использование телекоммуникационной сети Банка России.

В частности, ГЦИ, получив файлы от ТУ, обрабатывает их в установленном для статистической отчетности порядке и до 24-00 московского времени помещает полученные зашифрованные файлы в директорию системы «Банком» для КФМ России. Тот, в свою очередь, забирает из системы «Банком» эти файлы, расшифровывает их с помощью СКЗИ «ВербаОW», полученного от Банка России во временное пользование, и помещает расшифрованные файлы (с ЭЦП кредитной организации) в архив. Ключи для расшифровки файлов КФМ России получает от Банка России. По результатам обработки шифрованных файлов КФМ России направляет в ГЦИ уведомление. В случае нерасшифрования отдельных файлов КФМ России направляет в ГЦИ через систему «Банком» уведомление. ГЦИ доводит эту информацию до ТУ, которое в свою очередь требует у кредитной организации повторную отправку нерасшифрованного файла.

Порядок предоставления информации Банком России в КФМ России

Законом [6] предусмотрено, что «Центральный банк Российской Федерации предоставляет уполномоченному органу [КФМ России] информацию и документы, необходимые для осуществления его функций, в порядке, согласованном Центральным банком Российской Федерации с уполномоченным органом». При этом в данном Законе отмечено, что приведенное положение не распространяется на информацию и документы, полученные Банком России при исполнении его надзорных функций[27]. Это означает, что Банк России не может предоставлять сведения в КФМ России, полученные, например, вследствие проведения проверок кредитных организаций.

В настоящее время, на основании Соглашения [36] КФМ России взял на себя обязательство по разработке типового автоматизированного рабочего места (АРМ) в целях передачи информации от кредитных организаций в КФМ России. В свою очередь, Банк России обязан обеспечить его внедрение в кредитных организациях, включая проведение испытаний и тиражирование, а также последующее обслуживание АРМ. КФМ России обеспечивает первоначальную поставку документации по управлению ключевой системой в кредитные организации, включая рекомендации по обеспечению информационной безопасности в кредитной организации при обработке и передаче информации по подозрительным операциям. Одновременно, Банк России должен приложить усилия для осуществления внедрения АРМ в возможно короткие сроки, а также довести до сведения кредитной организации согласованный порядок получения и возврата программного обеспечения АРМ.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Денежное обращение
Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения пробл ...

Анализ финансового состояния коммерческого банка
Содержание     Введение...........................................................................................3 Глава 1. Анализ и оценка финансового состояния банка. ...

Валютный кассир
Современная банковская система сложилась в нашей стране за последние десять лет. До 1988 года функционировали только Государственный банк и три специализированных банка – Промстройбанк, Ж ...