Содержание и этапы разработки депозитной политики банка
Статьи о банковском деле и кредитовании / Депозитная политика коммерческого банка / Содержание и этапы разработки депозитной политики банка
Страница 2

– экономическая целесообразность;

– конкурентоспособность;

– внутренняя непротиворечивость.

Классификация субъектов и объектов депозитной политики банка обобщена на (Рис 1).

Рисунок 1 Состав субъектов и объектов депозитной политики банка

В основе формирования депозитной политики коммерческого банка лежат как общие, так и специфические принципы, что наглядно отражено на (Рис 2).

Рисунок 2 – Принципы формирования депозитной политики

Разработкой и реализацией депозитной политики банка в тесной взаимосвязи друг с другом занимается целый ряд структурных подразделений банка (казначейство, финансовое управление, управление развития бизнеса, кредит­ное управление, управление ценных бумаг), а также органы управления бан­ка: правление банка и комитет по управлению активами и пассивами.

Рис. 3. Укрупненная типовая структура банка

Так, правление банка определяет и утверждает основные направления депозитной политики, утверждает порядок и условия привлечения депозитов, осуществ­ляет общий контроль за реализацией депозитной политики.

Комитет по управлению активами и пассивами принимает принципиальные решения по вопросам формирования портфеля депозитов, анализирует структу­ру и динамику ресурсов, их сопряженность по срокам и суммам с активами бан­ка с целью выработки в необходимых случаях решений по корректировке депо­зитной политики банка; осуществляет текущий контроль за реализацией депо­зитной политики отдельными структурными подразделениями банка.

Финансовое управление банка совместно с казначейством определяет общую потребность банка в депозитных средствах (на год, в том числе с разбивкой по кварталам): устанавливает размеры процентных ставок по каждому типу ресурсов (депозиты (вклады), векселя, МБК); определяет объемы резервирования при­влеченных средств в Банке России; контролирует соблюдение банком нормативов риска по привлеченным средствам, установленных Банком России, и т.д.

Непосредственно привлечением депозитов в различных формах занимаются специальные отделы банка: отдел вкладов граждан, отдел ценных бумаг (выпуск собственных векселей, депозитных и сберегательных сертификатов), кредитный отдел или отдел активов и пассивов (депозиты юридических лиц) и другие отделы в соответствии с внутренней организационной структурой каждого банка.

Для осуществления практической деятельности по привлечению средств банки разрабатывают Положения по депозитным (вкладным) операциям (

отдельно по вкладам физических лиц и по депозитам юридических лиц), в которых оговариваются:

- правила и условия приема депозитов (вкладов);

- пра­вовой статус субъектов договорных отношений;

- порядок заключения дого­вора банковского вклада;

- его содержание;

- способы приема и выдачи вклада (депозита);

- перечень документации, необходимой для открытия и пользования вкладом (депозитом), и требования, предъявляемые к ним;

- права вклад­чиков и обязанность банка;

- способы начисления и выплаты процентов по вкладам (депозитам).

Внутрибанковские инструкции о порядке совершения конкретных депо­зитных (вкладных) операций, которые разрабатываются банком в развитие Положений о вкладах (депозитах), содержат организацию работы филиала (подразделения) банка с различными категориями вкладчиков; порядок офор­мления документов, соответствующих совершению этих операций, схему их документооборота; отражение в бухгалтерском учете операций по приему и выдаче депозитов, начислению и уплате процентов по ним.

Объемы привлекаемых банком средств в депозиты (вклады) находятся в зависимости от состояния спроса и предложения на денежные ресурсы, дефицита или избытка средств у банка, состояния рынка депозитов.

С целью привлечения средств хозяйствующих субъектов и граждан в свой оборот банки разрабатывают и осуществляют целый комплекс мероприятий. Так, прежде всего важным средством конкурентной борьбы между банками за привлечение ресурсов является процентная политика, ибо величина дохода на вложенные средства служит существенным стимулом к помещению клиентами своих временно свободных средств во вклады (депозиты).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Бухгалтерский учёт в банках
 В услугах  банков нуждается большая часть граждан, фирм и государство. Обращаясь в банк за помощью , они становятся его клиентами. Первые банки возникают в VIII-V веке до н.э. в Древнем Вав ...

Электронные платежи в банковской системе России
       К началу 1990-х годов банковская система нашей страны имела значительный опыт автоматизации банковских операций, в том числе расчетных, посредством разветвленной сети вычислительных ц ...

Валютный риск в деятельности банковской системы
Риск - это ситуативная характеристика деятельности любого производителя, в том числе банка, отражающая неопределенность ее исхода и возможные неблагоприятные последствия в случае неуспеха. Р ...