Банки с государственным участием — это банки, в капитале которых участвуют организации, представляющие государство. По некоторым оценкам, в настоящее время насчитываются 23 кредитные организации, в уставных капиталах которых доля государственного участия превышает 50%. В настоящее время в Российской Федерации не существует специального законодательства, регулирующего создание и деятельность кредитных организаций с государственным участием. Формы и порядок участия федерального имущества в уставных капиталах кредитных организаций определяются отдельными для каждого банка федеральными законами. Участие субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления своим
18
имуществом и денежными средствами в формировании уставных капиталов кредитных организаций возможно лишь на основании особого законодательного акта субъекта Федерации или решения органа местного самоуправления. При этом государство осуществляет свое участие в капиталах банков как через органы исполнительной власти, государственные унитарные предприятия федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации, так и посредством участия в них организаций федерального уровня, не относящихся к числу органов исполнительной власти, — Банка России и Российского фонда Федерального имущества (РФФИ). Банк России в настоящее время владеет контрольными пакетами акций Сбербанка, Внешторгбанка и росзагранбанков. РФФИ имеет контрольные пакеты Российского банка Развития и Росэксимбанка. В 19-ти кредитных организациях контрольные пакеты акций принадлежат органам исполнительной власти и государственным унитарным предприятиям. К числу этих кредитных организаций относятся Внешэкономбанк, Россельхозбанк, Всероссийский банк развития регионов и др.
В настоящее время основная проблема российских банков с государственным участием — отсутствие определенных задач, которые должны решать эти банки в рамках проводимой государственной экономической политики. Кроме того, отсутствуют четкие процедуры контроля за деятельностью банков с государственным участием со стороны самого государства, а также за эффективностью работы представителей государства в их органах управления.
Банки с иностранным участием — банки, в уставном капитале которых определенная доля принадлежит нерезидентам — юридическим и физическим лицам. В этой группе банков особо выделяют банки, контролируемые иностранным капиталом, т. е. банки, контрольный пакет акций которых принадлежит нерезидентам. На 01.09.2001 г. в России действовали 133 кредитные организации с иностранным участием в уставном капитале ( табл. 1.), из них только 36 находились под контролем иностранного капитала. При этом в 23 кредитных организациях 100% уставного капитала принадлежало нерезидентам, и в 13 кредитных организациях доля иностранного капитала превышала 50%. С 1 января 1996 г. сняты ограничения на открытие иностранных банков в Российской Федерации и мораторий на обслуживание иностранными банками граждан России. Стабилизация политической и экономической ситуации в России привела к активизации деятельности банков, находящихся под контролем иностранного капитала. Число филиалов банков со 100% иностранным участием с начала 1999 г. до середины 2001 г. увеличилось вдвое
(табл. 1.)
Основными направлениями деятельности кредитных организаций, контролируемых иностранным капиталом, являются:
· кредитование внешней торговли и обслуживание внешнеторгового оборота между страной — местом нахождения иностранного банка и Российской Федерацией;
· банковское обслуживание фирм страны происхождения банка и транснациональных корпораций, работающих на российском рынке;
19
· предоставление комплекса современных банковских услуг национальным предприятиям и организациям;
· финансовое посредничество между иностранными и российскими финансовыми рынками.
Банки с превалирующим участием иностранного капитала, как правило, являются дочерними банками известных иностранных банков. Посредством учреждения дочерних банков иностранные банки сопровождают своих глобальных клиентов, приходящих на российский рынок. Дочерние банки получают ресурсы в основном от материнских банков, но могут прибегать и к заимствованиям на международных финансовых рынках. Присутствие на российском банковском рынке банков, контролируемых иностранным капиталом, способствует привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику страны, расширение их деятельности служит косвенным подтверждением улучшения инвестиционного климата. Иностранные банки приносят в Россию новые финансовые технологии, современные банковские продукты, новейшие информационные системы. Их отличают высокие стандарты ведения бизнеса, квалифицированный менеджмент, а забота о собственной репутации удерживает эти банки от сотрудничества с теневым сектором. Приток иностранного капитала с солидной репутацией служит важным фактором развития банковского сектора страны, способствует формированию конкурентного рынка банковских услуг. Вместе с тем активизация деятельности на российском рынке иностранных банков, за которыми стоят финансовые институты с сомнительной репутацией, таит в себе потенциальную угрозу для стабильности банковской системы. Поэтому в настоящее время действует разрешительный принцип допуска иностранного капитала в банковский сектор России, согласно которому кредитная организация обязана получить предварительное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов и на отчуждение своих акций в пользу нерезидентов.
Смотрите также
Денежное обращение
Анализ
динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с
оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост
невозможно без решения пробл ...
Денежная реформа в Республике Казахстан
Вся
история денежных доктрин показывает, что и их появление и борьба определялись,
как правило, конкретными практическими задачами, ответа на которые требовало
развитие хозяйственных отноше ...
Банковская система России
Одной из основных и неотъемлемых структур в экономике
является банковская система. Развитие банков шло параллельно и тесно
переплеталось с товаропроизводством и товарообращением. При этом ба ...