Общие задачи маркетинга вытекают из комплекса проблем, которые стоят перед банком в целом. Эти задачи трансформируются в конкретные мероприятия по освоению корпоративного и розничного рынков финансовых услуг.
При разработке комплекса мероприятий по маркетингу необходимо учитывать тот факт, что эта деятельность в отличии от других в наименьшей степени поддается инструктивному описанию и регламентации и требует творческого подхода. Структурирование функций и степень централизации маркетинга зависят от многих факторов, решающими из которых являются:
1) количество и размещение отделений и филиалов;
2) наличие квалификационного персонала;
3) степень детализации задач маркетинга.
Свою специфику имеет организация маркетинга в банках, имеющих разветвленную сеть отделений и филиалов. Филиалы, как правило, лишены возможности проводить обследования рынка, но сильной стороной филиала является хорошее знание местных условий. Поэтому работники филиала должны досконально знать, кто в данном районе пользуется конкретными видами услуг, какие услуги особенно популярны, а какие нет, и какие потенциальные клиенты нуждаются в обслуживании. Необходимо постоянно оценивать сильные и слабые стороны своего филиала, сопоставлять уровень обслуживания там клиентов с уровнем обслуживания конкурентов. Эти сведенья чрезвычайно важны для выбора целевых клиентов банка.[2]
Основными функциями банковского маркетинга в филиале являются:
1) прогнозирование спроса и реальных заказов клиентов на услуги банка;
2) информирование о всех претензиях клиентов к качеству и срокам исполнения предоставляемых услуг;
3) координация сбыта, рекламы, продвижение услуг банка на рынок;
4) анализ прибыли от реализации различных услуг;
5) сбор и разработка информации о рынке, структуре и динамике спроса на банковские услуги;
6) прогноз объема продаж по каждому виду услуг и прогноз прибыльности;
7) услуги розничного рынка;
8) подготовка предложений по стимулированию сбыта услуг средствами рекламы и информации;
9) разработка долгосрочных, среднесрочных и текущих планов маркетинговой деятельности;
10) формирование спроса и заказов.
Основные функции маркетинга трансформируются в функциональные обязанности по каждому направлению деятельности. Типовая структура маркетинговой службы банка представлена на Рисунке 1.
Рис. 1. Типовая структура маркетинговой службы банка
Смотрите также
Банковский маркетинг. Часть 1
Создание
и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и
юридическим лицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование
стратегии банка, определение э ...
Банковские услуги
Проводимая
в стране экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела.
Особую актуальность в условиях перехода к рынку приобретают вопросы перспектив
развития банков и ...
Договорные отношения в банковском деле
Рыночная экономика — это экономика договорных
отношений между равноправными и равноответственными партнерами. На кредитном
рынке в договорные отношения вступают банки и хозорганы как кредито ...