5) по образу жизни — американские банкиры разделяют клиентов на консервативных, искушенных и колеблющихся. А французскими банкирами население по поведенческому признаку классифицируется следующим образом: а) люди, живущие сегодняшним днем; б) авантюристы; в) утилитаристы, пассивные в своем поведении, но относящиеся с уважением к материальным ценностям; г) лица, стремящиеся быть в центре событий.
6) по готовности пользоваться услугами — потребители могут быть не осведомленными, осведомленными, информированными, интересующимися и желающими.
7) по характеру индивидуальности — различают податливых, агрессивных и независимых потребителей.
8) по склонности к риску — различают клиентов, склонных к риску, нейтрально относящихся к риску и избегающих риска.
9) по предпочтительным направлениям инвестирования — этот подход часто сочетается с сегментацией по склонности к риску. Так, при инвестировании в ценные бумаги различают следующие основные типы клиентов:
А) «Консервативные» клиенты. По разным оценкам, к этой группе относится 50—60% банковских клиентов в западноевропейских странах. Эти клиенты предпочитают вкладывать свои средства в надежные ценные бумаги, например в облигации государственных займов. Клиенты этой группы не склонны к различного рода рискам, слабо осведомлены о ситуации на рынке;
Б) «Умеренные спекулянты» — 35—45% всех клиентов. Имеют некоторое представление о рынках, склонны к риску, в качестве объектов инвестирования выбирают также акции промышленных и торговых компаний;
В) «Радикальные спекулянты» — не более 5% всех банковских клиентов. Хорошо осведомлены о рыночной ситуации, постоянно подвержены риску, наиболее часто контактируют с консультантами банка.
10) в зависимости от искомых выгод банковского обслуживания. Любой банковский продукт обладает целым «букетом» выгод (свойств), привлекающих потребителей, однако разными людьми эти свойства воспринимаются по разному: одних привлекает возможность получения дохода, других — комфорт и вежливость обслуживания, третьих — престиж и т.д. Некоторых может интересовать сразу все. Данный критерий сегментации тесно взаимосвязан с другими, что подтверждает табл. 1.
Таблица 1. Сегментация рынка физических лиц.
Характеристика инвесторов |
Сегмент рынка | |||
Искушенные инвесторы |
Осторожные инвесторы |
Ценящие время инвесторы |
Сегмент «дождливого дня» | |
Искомые выгоды |
Максимальный доход на вложенные деньги |
Уверенность в сохранности денег |
Комфорт |
Постройка гнезда на будущее |
Демографические характеристики |
Образованные, профессионалы, высокое служебное положение, сравнительно высокий доход |
Менее образованные, старше по возрасту, меньший доход |
Дети, живущие с родителями, семьи без детей |
Менее образованные |
Социопсихологи- ческие характеристики |
Высший социальный класс, стремление к росту |
Низший социальный класс |
Средний класс |
Низший социальный класс |
Особые поведенческие характеристики |
Стремление демонстрировать другим свои финансовые способности, успешная борьба с инфляцией |
Стремление сохранить имеющееся, нежелание использовать новые продукты, чувство уверенности при пользовании известными бумагами |
Всегда занятые, члены клубов, активные в общественной деятельности |
Консерватив-ные по натуре, тщательно планирующие свой бюджет |
Предпочитаемые направления инвестирования |
Акции, облигации, недвижимость, взаимные фонды, драгоценные металлы, монеты |
Счета в банках, государствен-ные ценные бумаги |
Счета денежного рынка, взаимные фонды, банки |
Банки, взаимные фонды |
Смотрите также
Банковский вексель
Прошедший 1997 г.
ознаменовался количественным и качественным ростом вексельного рынка. Вексель
признан удобным средством расчета за продукцию, услуги и кредиты, а банковский
вексель учас ...