- определение состава заемных средств по группам источников их образования. Самым распространенным источником привлечения заемных финансовых ресурсов являются коммерческие банки и другие, небанковские кредитно-финансовые учреждения по кредитам, предоставляемым в денежной форме. Это могут быть также трастовые компании, ипотечные банки и так далее. Поставщики и покупатели предоставляют предприятию коммерческий кредит и авансируют реализуемую продукцию, товары, работы и услуги, что также является источником привлечения заемных финансовых ресурсов. Фондовый рынок обеспечивает предприятия заемными финансовыми ресурсами через эмиссию и обращение ценных бумаг;
- обеспечение привлекаемых заемных финансовых ресурсов соответствующими активами предприятия во всех формах. По степени обеспечения заемные финансовые ресурсы разделяют на обеспеченные и необеспеченные ресурсы. Необеспеченный кредит – это обязательно банковский кредит, который выдается хорошо себя зарекомендовавшему заемщику, «первоклассному заемщику». Обеспеченный кредит выдается под какое-либо обеспечение. В качестве обеспечения кредита чаще всего используется залог, в результате которого кредитор получает право собственности на заложенное имущество в случае не погашения кредита. Имеет место также такая форма обеспечения, как заклад, когда имущество до возврата ссуды передается кредитору в его натурально-вещественной форме. В качестве обеспечения кредита используется также поручительство или гарантия третьей стороны, оформленные «авалем». В этом случае для кредитора предпочтительнее всего банковский аваль;
- обеспечение постоянной платежеспособности предприятия. Сумма долга к моменту ее погашения должна быть обеспечена высоколиквидными активами. Для обеспечения своевременного погашения задолженности по кредитам на предприятии составляется график потока платежей и осуществляется мониторинг его исполнения;
Финансовый рычаг характеризует эффективность использования собственного капитала предприятия в зависимости от соотношения собственных и заемных средств, несмотря на платность последних.
Механизм формирования эффекта финансового левериджа ООО «СК «Санлайн» рассмотрим на следующем примере (табл. 11).
Таблица 11
Формирование эффекта финансового левериджа
№ п/п | Показатели |
2005г. |
2006г. |
1. |
Средняя сумма всего используемого капитала (активов) за анализируемый период, в том числе: |
34404 |
60512 |
2. |
Средняя сумма собственного капитала |
3779 |
7799 |
3. |
Средняя сумма заемного капитала |
14000 |
18467 |
4. |
Сумма валовой прибыли (без учета расходов по уплате процентов за кредит) |
3014 |
8726 |
5. |
Коэффициент валовой рентабельности активов (без учета расходов по уплате процентов за кредит), % |
8,76 |
14,42 |
6. |
Средний уровень процентов за кредит, % |
9,6 |
9,8 |
7. |
Сумма процентов за кредит, уплаченная за использование заемного капитала (п.3 * п.6):100 |
1346 |
1812 |
8. |
Сумма валовой прибыли предприятия с учетом расходов по уплате процентов за кредит (п. 4 — п. 7) |
1668 |
6914 |
9. |
Ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью |
0,24 |
0,24 |
10. |
Сумма налога на прибыль (п. 8 * п. 9) |
410 |
1659 |
11. |
Сумма чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога (п. 8 — п. 10) |
1258 |
5255 |
12. |
Коэффициент рентабельности собственного капитала или коэффициент финансовой рентабельности, % (п.11 * 100):п.2 |
33,29 |
67,38 |
13. |
Прирост рентабельности собственного капитала в связи с использованием заемного капитала, в % |
— |
34,09 |
Смотрите также
Банковская система. Денежно – кредитная политика и ее проявление в Республике Молдова
В работе показана сущность банка с разных общественных позиций, типы банков, банковская система,
проблемы, существующие на сегодняшний день у банков, возможные пути их решения,
тенденции ра ...
Банковский продукт – как инструмент удовлетворения потребности клиентов в условиях рынка
Коммерческий
банк, выступая
сегодня в Российской Федерации как юридическое лицо, самостоятельный агент,
производит и реализует банковский продукт, оказывает различные услуги,
удовлетворяе ...