Автоматизация  банковских операций
Статьи о банковском деле и кредитовании / Бухгалтерский учёт в банках / Автоматизация  банковских операций
Страница 1

Первые банковские компьютеры появились в США в конце 50-х годов и предназначались для автоматизации обработки платежных документов (чеков, платежных поручений). В 1959 г. в Bank of America начала работать электронная установка для осуществления депозитных чековых операций - «ЭРМА». Важным этапом внедрения ЭВМ в сферу банковских операций явилась разработка общей системы кодирования и записи информации на денежных документах, позволяющей электронному устройству автоматически считывать данные с документов. С 1954 г. финансовыми учреждениями США и в дальнейшем банками других капиталистических стран была принята «МИКР» - система записи реквизитов документа цифрами особой конфигурации, которые печатаются в нижней части бланка специальными магнитными чернилами. Для автоматической обработки чеков и других платежных документов, имеющих подпись магнитными чернилами, разработаны поточные линии, которые, помимо компьютера, включают сортировочные и считывающие аппараты, механизмы для магнитной надпечатки, быстродействующие печатные механизмы для изготовления выписок, журналов и другой бухгалтерской документации.

Первая попытка автоматизации банковских услуг, осуществлявшаяся в начале 70-х годов, окончилась неудачей. Внедрение ЭВМ в 80-е годы приобрело универсальный и всеобъемлющий характер, охватив буквально все направления банковской деятельности. ЭВМ стали дешевле, компактнее, надежнее, а значит и более доступными и удобными в эксплуатации. Во многом это связано с появлением персональных ЭВМ, которые не уступают по своим эксплуатационным качествам большим ЭВМ. Немаловажным оказалось и совершенствование программного обеспечения.

Новые возможности автоматизации банковских операций возникли благодаря внедрению в банковскую практику ЭВМ, работающих в режиме разделения времени и допускающих использование многочисленных каналов для одновременного приема и вывода информации. К ЭВМ подключаются особые пульты (терминалы) с дисплеями для передачи данных на большие расстояния и непосредственного введения сведений в компьютер.

Современные технологии позволили координировать деятельность сотен и тысяч подразделений крупнейших банков, действовать одновременно на рынках нескольких стран. Помимо гигантских международных электронных систем типа SWIFT многие банки создали собственные системы связи с отделениями и клиентами, в том числе на базе космических спутников.

Создание систем электронной передачи денежных средств за рубежом было связано с исследованиями и выработкой рекомендаций в области соответствующих административных и правовых действий.

Компьютеризация банковских операций, рабочих мест, наряду со стандартизацией и унификацией документов кредитных учреждений, позволяет комплексно решать проблемы анализа банковской информации, разработки региональных, межрегиональных и международных систем банковских операций.

В компьютеризации банки видят техническое средство, которое обеспечивает сокращение издержек и повышение качества обслуживания.

В настоящее время сложилась система предоставления банковских услуг на основе использования ЭВМ, состоящая из трех уровней. К первому уровню относятся розничные банковские услуги, предусматривающие использование автоматов-кассиров, банковские карточки и системы расчетов в торговых точках; а также услуги, связанные с обработкой и хранением денежных документов. Ко второму уровню относятся оптовые банковские услуги, предусматривающие перевод денежных средств по телеграфу, управление денежными операциями и их контроль. К третьему уровню относятся автоматизированные расчетные палаты (Automated Clearing House - ACH).

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Анализ активов
Нематериальные активы по-английски называются гораздо более романтично — intangible («неосязаемые»). То есть в эту категорию имущества входит то, что нельзя пощупать, ощутить, к че ...

Денежное обращение
Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения пробл ...

Банк России. Роль Центрального банка Российской Федерации
  ...