Формы международных расчётов по экспортно-импортным операциям
Статьи о банковском деле и кредитовании / Внешнеэкономическая деятельность коммерческих банков / Формы международных расчётов по экспортно-импортным операциям
Страница 1

Как свидетельствует практика, структура платеж­ного оборота в международных расчетах определяется многими факторами. Одним из них является плате­жеспособность участников денежных расчетов. Поэто­му валютные затруднения, которые испытывают суве­ренные государства СНГ, могут повлиять на повыше­ние удельного веса таких форм международных рас­четов, которые гарантируют поставщику своевремен­ное получение денег за товары, услуги, выполненные работы.

Форма расчетов между экспортерами и импортера­ми определяется при заключении контракта. Порядок оформления документов и организация документообо­рота между уполномоченными и иностранными бан­ками предусмотрены Унифицированными правилами по инкассо и правилами и обычаями для документарного аккредитива', принятыми в мировой практике. У нас эти положения изложены в инструкции № 144/35 Гос­банка СССР и Банка внешнеэкономической деятельно­сти от 23 марта 1989 г. «Порядок расчетов и кредито­вания экспортно-импортных операций».

При инкассовой форме расчетов банк обязуется на основании представленных в банк документов полу­чить причитающиеся клиенту денежные средства. В этой связи различают инкассо чистое и докумен­тарное.

Чистое инкассо — это получение причита­ющихся клиенту средств по различным денежным обя­зательствам, например по чекам, векселям.

Докуме­нтарное инкассо — это получение причитающихся клиенту средств на основании коммерческих докумен­тов: счетов, транспортных и страховых документов, подтверждающих отгрузку товаров, оказание услуг, выполнение работ.

При экспортных операциях инкассовая форма рас­четов начинается в уполномоченном банке экспортера, куда он представляет все необходимые документы, подтверждающие отгрузку товара в адрес покупателя или оказание услуг, выполнение работ. В банк пред­ставляются инкассовое поручение и комплект коммер­ческих документов, оформленных в соответствии с условиями контракта.

Инкассовые поручения выписываются на специаль­ных бланках в 6 экземплярах. Каждый экземпляр игра­ет свою роль в организации документооборота при инкассовой форме расчетов.

Первый экземпляр — это инкассовое поручение упо­лномоченного банка иностранному банку получить в пользу своего клиента причитающиеся ему денежные средства. Вместе с первым экземпляром инкассового поручения в иностранный банк направляются докумен­та, подтверждающие объем, стоимость сделки и факт ее осуществления:

а) коммерческий счет (счет-фактура), выписанный экспортером для получения с покупателя причитающихся ему средств;

б) отгрузочные документы, удостоверяющие от­грузку товара (коносамент, дубликаты железнодорож­ных накладных и т. п.);

в) страховой полис, выданный страховщиком, о за­ключении договора страхования;

г) сертификаты, удостоверяющие происхождение, состояние, качество и иные свойства товара;

д) таймшит — документ, устанавливающий продо­лжительность времени погрузки и разгрузки судна;

е)спецификация;

ж) переводные векселя (тратты), простые векселя, чеки и другие платежные документы.

Второй экземпляр инкассового поручения — пись­мо-запрос иностранному банку о причинах задержки платежа. Указанный экземпляр инкассового поручения уполномоченный коммерческий банк российского экс­портера (в зависимости от полученной лицензии на операции с иностранной валютой) направляет в ино­странный банк или через Внешторгбанк России, или через другой уполномоченный банк, имеющий гене­ральную лицензию, или сам непосредственно. Вместе с ним направляется четвертый экземпляр инкассового поручения и копии коммерческих счетов. Письмо-за­прос используется лишь при необходимости обраще­ния к иностранному банку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    ...

Банковская система и малые предприятия
Актуальность темы курсовой работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство - не только сущ ...

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СИСТЕМЫ «ОБМЕННЫЙ ПУНКТ»
В состав автоматизированной системы «ОБМЕННЫЙ ПУНКТ» входит 3 АРМа: - АРМ «КАССИР». - АРМ «БУХГАЛТЕР». - АРМ «АДМИНИСТРАТОР». Каждый АРМ выполняет строго определенные функции на каждом этапе постр ...