Лекция 2
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банки (курс лекций) / Лекция 2
Страница 2

Теоретически решения Совета директоров могут быть отмене­ны министром финансов, который, однако, это право никогда еще не использовал. Присутствующие на заседаниях Совета пред­ставитель правительства или представитель Минфина имеют пра­во задержать на 5 дней исполнение принятых решений, если они считают их противоречащими законодательству или уставу банка. Подчиненное положение Банка Италии по отношению к Минфи­ну связано и с тем, что Минфин и ЦБ были разделены лишь в 1981 году. До этого ЦБ был вынужден покупать все казначейские векселя, не проданные с аукциона, обеспечивая правительству неограниченное финансирование. Теперь же Банк Италии лишь обязан предоставлять Минфину прямую кредитную линию (овер­драфт) в пределах до 14% всех расходов, запланированных в бюд­жете. Для выдачи кредитов сверх этого объема требуется решение парламента. Даже свой внутренний ежегодный бюджет Банк Ита­лии представляет на проверку представителю Минфина и лишь затем утверждает его на Совете директоров и общем собрании акционеров. Однако до настоящего времени представители прави­тельства ещё ни разу не вносили протеста по бюджету ЦБ.

Банк Италии подвергается внутреннему и внешнему аудиту. Общее собрание акционеров назначает 5 аудиторов, которые про­водят проверку Банка. Результаты аудита докладываются управля­ющему. Формально надзор за Банком осуществляется министром финансов. В этих целях министр может привлечь Постоянный ко­митет, состоящий из 6 членов парламента и 5 правительственных чиновников и судей. Постоянный комитет может излагать свое мнение по всему спектру вопросов — от денежной эмиссии до изменения устава ЦБ. Надзор за администрацией ЦБ министр осу­

ществляет через правительственного инспектора, который к тому же проверяет финансовую отчетность Банка.

Как регулирующий орган Банк Италии имеет почти неограни­ченный доступ к отчетности банков и базе данных по всем бан­ковским кредитам даже небольшого размера. В то же время он тес­но сросся с группой компаний, доминирующих в итальянском бизнесе, и является одним из крупнейших инвесторов на фондо­вом рынке страны, что не исключает возможности инсайдерской деятельности, так как банк имеет доступ к информации, влияю­щей на рыночную конъюнктуру, и устанавливает процентные став­ки. Существует вероятность того, что участие ЦБ в капитале ком­паний может быть расценено другими инвесторами как офици­альное одобрение. При этом полномочия регулирующих органов фондового рынка не распространяются на ЦБ.

По данным Consob, наблюдательного органа фондового рын­ка, Банк Италии владеет долями в два и более процентов 12 ком­паний, акции которых котируются на бирже, и, следовательно, может оказывать значительное влияние на финансовые учрежде­ния, которые сам и регулирует. В конце 1996 года Банк оценивал свой портфель акций в 1,9 трлн лир (1,2 млрд долл.), но его ры­ночная стоимость может быть в несколько раз выше. Интересы Банка Италии разносторонни. Он владеет долями в 4,9% крупней­шей страховой компании «Женерали» (1,4 трлн лир), в 2,6% кон­гломерата 1FI, контролируемого семьёй Аньелли, владеющей «Фи­атом», 6,2% компании «Италгаз», 3,1% — инженерной компании «Сасиб» и многих других. Инвестиции Банка Италии позволяют ему косвенно владеть собственностью и в банковском секторе. Банк мотивирует свои инвестиции в акции двумя причинами. Более половины вложений идет на нужды пенсионного фонда служа­щих. Он также держит в акциях часть установленных законом ре­зервов. В конце прошлого года эта часть портфеля оценивалась в

860 млрд лир.

Италия — страна со старинной банковской традицией, кото­рая зародилась ещё в Древнем Риме. Дома Опиев, Эгнациев осу­ществляли свои денежные операции на территории от Македонии до Геркулесовых Столбов, но особенно банковская деятельность утвердилась в конце средних веков и в период Возрождения: семья Медичи заложила первый фундамент Банка, предоставив займ Князьям. Первые финансовые учреждения по предоставлению кре­дитов частным лицам также зародились в Италии. Затем развитие финансовой деятельности следовало за развитием экономической

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Разработка информационного обеспечения задачи
  ...

Денежное обращение
Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения пробл ...

Предпроектное обследование объекта автоматизации
  ...