системе Италии намного выше и составляют более 110 млн лир.
Три четверти прибыли банков приходится на постоянно сокращающуюся процентную маржу, а качество услуг, оказываемых банками, характеризуется как низкое и однообразное. В связи с этим неустойчив и доход от предоставляемых услуг по операциям с ценными бумагами: в 1995 году совокупный доход от предостав-• ляемых услуг составил 6483 млрд лир по сравнению с 7056 млрд в 1994 году, а доход от операций с ценными бумагами — 5998 млрд лир по сравнению с 6122 млрд в 1994 году. В 1995 году клиенты платили в среднем за кредиты 12,47%, получали по депозитам 6,45%. Кроме того, банки страны страдают от непомерного налогового бремени, оцениваемого Банковской ассоциацией Италии в 57%. Большинство банков проявляет низкий интерес к расширению и совершенствованию банковских продуктов, способных принести добавленную стоимость, а также к использованию современной техники, способной сократить накладные расходы. Более того, банки, инвестирующие в новейшие технологии, отмечают их неэффективность и даже убыточность.
Положение Банка Италии весьма различно в региональном аспекте: у банков северо-восточной Италии доходность капитала составляет 6,7%, результаты же кредитных институтов юга страны, где за последние годы произошло несколько крупнейших банковских банкротств, просто провальные убытки Банка ди Рома являются следствием его тесных связей с южным Банко ди Сици-лия, Карипуглия, Карикал и Банко ди Наполи. В сентябре было объявлено о банкротстве и предстоящей ликвидации сицилийского Сбербанка Сицилкасса.
По мнению ряда аналитиков, доходность маломощной итальянской кредитной системы будет и дальше снижаться вследствие низких процентных ставок и значительных инвестиций, требующихся для перехода на единую евровалюту.
В 1990 году Банк Италии ограничил свои требования в отношении открытия новых банковских отделений их организационно-техническим соответствием, а также необходимым объемом капитала головного банка. Следствием этого стал значительный рост количества отделений банков с 15200 в 1989 году до 22300 в 1994 году (увеличение почти на 47%).
Расширение территориального присутствия отделений подчеркивает значимость местных рынков, на которых преобладают банки, предлагающие ограниченный набор операций, но имеющие глубокие корни в данной местности, что дает им преимущества,
традиционно связываемые с сегментацией финансовых рынков. Рост числа отделений лишь частично диверсифицировал территориальное размещение банков. На конец 1994 года 73% отделений находились в той же географической местности, что и их соответствующее головное учреждение. Отделения, работающие не на своей территории (треть новых отделений), в основном занимаются кредитованием (отношение кредитов к депозитам — 90% против 56%). Для них характерен более низкий разрыв в ставках по депозитам и кредитам банков, а также более высокий доход от услуг. Доход от кредитования выше в небольших населенных пунктах. Процент по депозитам меньше в более крупных населенных пунктах, где выше доход от сделок с ценными бумагами. Отделения, открытые с начала 1990 года, отличаются меньшим количеством служащих, в среднем 5 человек, и объемом операций. Процентная маржа в них несколько выше в силу меньшего количества просроченных кредитов, а проценты по депозитам выше. По истечении двух лет с начала работы новых отделений повышенные начальные операционные издержки имеют тенденцию к понижению, а результаты работы выравниваются с показателями ранее существовавших отделений. Расширение сети отделений является частью общих структурных преобразований: в новые отделения было переведено свыше 30 тыс. служащих, в то время как общее число занятых в банках выросло менее чем на 8 тыс. человек.
Итальянскую банковскую систему отличает значительное участие в ней государства. К началу 90-х годов на частные банки приходилось лишь 24% всех привлеченных депозитов и 25,8% выданных кредитов. Лишь немногим более чем 100 банков — частные, и их число до некоторого времени имело тенденцию к сокращению. Однако, отмечая как факт высокую роль государства в банковском секторе, следует также учитывать, что она сложилась исторически. Кризис 1930 года серьёзно затронул итальянскую банковскую систему, что вынудило государство активно в ней присутствовать.
Смотрите также
Денежное обращение
Анализ
динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с
оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост
невозможно без решения пробл ...
Реструктуризация банковской системы
На современном этапе банковская система
Российской Федерации находится в процессе реструктуризации. Это проявляется в
целом ряде самостоятельных, но и взаимосвязанных направлений: значительное
сокр ...
Банковский вексель
Прошедший 1997 г.
ознаменовался количественным и качественным ростом вексельного рынка. Вексель
признан удобным средством расчета за продукцию, услуги и кредиты, а банковский
вексель учас ...