системе Италии намного выше и составляют более 110 млн лир.
Три четверти прибыли банков приходится на постоянно сокращающуюся процентную маржу, а качество услуг, оказываемых банками, характеризуется как низкое и однообразное. В связи с этим неустойчив и доход от предоставляемых услуг по операциям с ценными бумагами: в 1995 году совокупный доход от предостав-• ляемых услуг составил 6483 млрд лир по сравнению с 7056 млрд в 1994 году, а доход от операций с ценными бумагами — 5998 млрд лир по сравнению с 6122 млрд в 1994 году. В 1995 году клиенты платили в среднем за кредиты 12,47%, получали по депозитам 6,45%. Кроме того, банки страны страдают от непомерного налогового бремени, оцениваемого Банковской ассоциацией Италии в 57%. Большинство банков проявляет низкий интерес к расширению и совершенствованию банковских продуктов, способных принести добавленную стоимость, а также к использованию современной техники, способной сократить накладные расходы. Более того, банки, инвестирующие в новейшие технологии, отмечают их неэффективность и даже убыточность.
Положение Банка Италии весьма различно в региональном аспекте: у банков северо-восточной Италии доходность капитала составляет 6,7%, результаты же кредитных институтов юга страны, где за последние годы произошло несколько крупнейших банковских банкротств, просто провальные убытки Банка ди Рома являются следствием его тесных связей с южным Банко ди Сици-лия, Карипуглия, Карикал и Банко ди Наполи. В сентябре было объявлено о банкротстве и предстоящей ликвидации сицилийского Сбербанка Сицилкасса.
По мнению ряда аналитиков, доходность маломощной итальянской кредитной системы будет и дальше снижаться вследствие низких процентных ставок и значительных инвестиций, требующихся для перехода на единую евровалюту.
В 1990 году Банк Италии ограничил свои требования в отношении открытия новых банковских отделений их организационно-техническим соответствием, а также необходимым объемом капитала головного банка. Следствием этого стал значительный рост количества отделений банков с 15200 в 1989 году до 22300 в 1994 году (увеличение почти на 47%).
Расширение территориального присутствия отделений подчеркивает значимость местных рынков, на которых преобладают банки, предлагающие ограниченный набор операций, но имеющие глубокие корни в данной местности, что дает им преимущества,
традиционно связываемые с сегментацией финансовых рынков. Рост числа отделений лишь частично диверсифицировал территориальное размещение банков. На конец 1994 года 73% отделений находились в той же географической местности, что и их соответствующее головное учреждение. Отделения, работающие не на своей территории (треть новых отделений), в основном занимаются кредитованием (отношение кредитов к депозитам — 90% против 56%). Для них характерен более низкий разрыв в ставках по депозитам и кредитам банков, а также более высокий доход от услуг. Доход от кредитования выше в небольших населенных пунктах. Процент по депозитам меньше в более крупных населенных пунктах, где выше доход от сделок с ценными бумагами. Отделения, открытые с начала 1990 года, отличаются меньшим количеством служащих, в среднем 5 человек, и объемом операций. Процентная маржа в них несколько выше в силу меньшего количества просроченных кредитов, а проценты по депозитам выше. По истечении двух лет с начала работы новых отделений повышенные начальные операционные издержки имеют тенденцию к понижению, а результаты работы выравниваются с показателями ранее существовавших отделений. Расширение сети отделений является частью общих структурных преобразований: в новые отделения было переведено свыше 30 тыс. служащих, в то время как общее число занятых в банках выросло менее чем на 8 тыс. человек.
Итальянскую банковскую систему отличает значительное участие в ней государства. К началу 90-х годов на частные банки приходилось лишь 24% всех привлеченных депозитов и 25,8% выданных кредитов. Лишь немногим более чем 100 банков — частные, и их число до некоторого времени имело тенденцию к сокращению. Однако, отмечая как факт высокую роль государства в банковском секторе, следует также учитывать, что она сложилась исторически. Кризис 1930 года серьёзно затронул итальянскую банковскую систему, что вынудило государство активно в ней присутствовать.
Смотрите также
Предпроектное
обследование объекта автоматизации
...
Денежный оборот и система расчетов на предприятии
В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом
хозяйственной жизни. Хозяйственные связи - необходимое условие деятельности
предприятий, так как они обеспечивают бесперебойно ...
Банковская система Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития
Тема данной курсовой работы –
Банковская система Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития. Эта
тема была выбрана не случайно, в виду ее актуальности. Ведь банки – это одно из
це ...