влияние слияний на конкуренцию в банковском секторе. Для увеличения банковского капитала за счет эмиссии обыкновенных акций также требуется специальное разрешение Банка Италии, обращающего особое внимание на наличие у банка возможности выплачивать дивиденды по новым акциям без снижения объема нераспределенной прибыли.
Банковский и финансовый надзор в Италии осуществляется Межминистерским комитетом по кредитам и сбережениям. Банком Италии и Национальной комиссией по контролю за финансовыми компаниями и фондовой биржей. Первый их этих органов, возглавляемый министром финансов, отвечает в основном за общий надзор в сфере кредитной политики и защиты сберегательных вкладов. Центральный банк Италии готовит проекты решений и предложения по вопросам надзора по резолюциям Комитета, устанавливает правила надзора и сам непосредственно его осуществляет — как в документарной, так и в дистанционной формах. Национальная комиссия по контролю над финансовыми компаниями и фондовой биржей контролирует деятельность кре-дитно-финансовых учреждений на рынке ценных бумаг.
Основные принципы надзорной деятельности в Италии сформулированы в новом Законе о банках, принятом в 1993 году. В нем определены статус органов банковского и финансового надзора, процедура осуществления надзора и прямого управления банком, если он оказывается в затруднительном финансовом положении. С 80-х годов в Италии всё большее внимание стало уделяться надзору за банковскими группами, состоящими из финансовых и банковских компаний, организованных в форме холдинга. Для этого была разработана концепция объединенного надзора, в соответствии с которой он ведётся за деятельностью группы в целом, а не отдельных входящих в неё банковских институтов.
В Италии банковские проверки на местах осуществляются каждые 4—5 лет в небольших и каждые 8—9 лет — в крупных банках. Как правило, инспекции длятся 4—6 месяцев и в них участвуют 5—6 инспекторов из Банка Италии. Инспекции планируются в начале года как региональными отделениями Банка Италии, так и Центральным инспекционным отделом. Более мелкие банки проверяются служащими отделений, осуществляющими и обычный документарный надзор за данными кредитными учреждениями. В ходе проверок им оказывает содействие группа старших инспекторов из центрального аппарата Банка Италии. Крупные банки проверяют инспектора центрального аппарата Банка Италии.
Как правило, инспектора знакомятся с информацией о банке в его головной конторе, но иногда посещают и филиалы банка — местные и зарубежные. Инспектора обязаны информировать Банк Италии по всем фактам противоправной деятельности, обнаруженным во время ревизий, соблюдать конфиденциальность полученной информации, отчитываться непосредственно перед управляющим Банком Италии.
Государственной проблемой в Италии является ростовщичество. Его расцвету в стране способствовал спад в экономике в начале 90-х годов, который сильно сказался на финансовом состоянии мелких фирм. Банки, учитывая высокие риски, связанные с кредитованием мелких заёмщиков, резко сократили объёмы выдаваемых кредитов. В результате население и мелкие предприниматели были вынуждены обратиться к ростовщикам, у которых проценты по ссудам частным лицам доходили и доходят сейчас до 150—200%. При этом, по оценкам Банка Италии, 90% заимствованных в этот период у ростовщиков средств шли на финансирование бизнеса. В результате только в 1993 году более 300 тысяч семей стали заложниками ростовщиков, взяв у них ссуды почти на 4 трлн лир. С тех пор, по данным Ассоциации розничных торговцев, бизнес в этой области увеличился в 10 раз.
В целях борьбы с ростовщичеством в Италии был принят закон, согласно которому все ссуды в зависимости от степени риска подразделяются на несколько категорий, и любая ссуда, проценты по которой более чем на 50% превышают средний показатель, считается ростовщической, и, следовательно, незаконной. Хотя этот закон предназначен для банков, они не согласны с установленным критерием (50%), так как население и мелкие фирмы относятся к наиболее рискованным группам заёмщиков, у которых невозврат кредитов на 50% выше, чем по крупным ссудам. Кроме того, риски невозврата значительно варьируются в зависимости от региона и типа заёмщика, и, по мнению банков, диапазон процентных ставок должен быть шире.
Смотрите также
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
...
Система организации труда
Система организации труда на предприятии представляет собой комплекс основных направлений деятельности различных видов, форм и методов организации, нормирования и оплаты труда, направленных на обесп ...
Депозитная политика коммерческого банка
Специфика
банковского учреждения как одного из видов коммерческого предприятия состоит в
том, что подавляющая часть его ресурсов формируется не за счет собственных, а
за счет заемных средст ...