влияние слияний на конкуренцию в банковском секторе. Для увеличения банковского капитала за счет эмиссии обыкновенных акций также требуется специальное разрешение Банка Италии, обращающего особое внимание на наличие у банка возможности выплачивать дивиденды по новым акциям без снижения объема нераспределенной прибыли.
Банковский и финансовый надзор в Италии осуществляется Межминистерским комитетом по кредитам и сбережениям. Банком Италии и Национальной комиссией по контролю за финансовыми компаниями и фондовой биржей. Первый их этих органов, возглавляемый министром финансов, отвечает в основном за общий надзор в сфере кредитной политики и защиты сберегательных вкладов. Центральный банк Италии готовит проекты решений и предложения по вопросам надзора по резолюциям Комитета, устанавливает правила надзора и сам непосредственно его осуществляет — как в документарной, так и в дистанционной формах. Национальная комиссия по контролю над финансовыми компаниями и фондовой биржей контролирует деятельность кре-дитно-финансовых учреждений на рынке ценных бумаг.
Основные принципы надзорной деятельности в Италии сформулированы в новом Законе о банках, принятом в 1993 году. В нем определены статус органов банковского и финансового надзора, процедура осуществления надзора и прямого управления банком, если он оказывается в затруднительном финансовом положении. С 80-х годов в Италии всё большее внимание стало уделяться надзору за банковскими группами, состоящими из финансовых и банковских компаний, организованных в форме холдинга. Для этого была разработана концепция объединенного надзора, в соответствии с которой он ведётся за деятельностью группы в целом, а не отдельных входящих в неё банковских институтов.
В Италии банковские проверки на местах осуществляются каждые 4—5 лет в небольших и каждые 8—9 лет — в крупных банках. Как правило, инспекции длятся 4—6 месяцев и в них участвуют 5—6 инспекторов из Банка Италии. Инспекции планируются в начале года как региональными отделениями Банка Италии, так и Центральным инспекционным отделом. Более мелкие банки проверяются служащими отделений, осуществляющими и обычный документарный надзор за данными кредитными учреждениями. В ходе проверок им оказывает содействие группа старших инспекторов из центрального аппарата Банка Италии. Крупные банки проверяют инспектора центрального аппарата Банка Италии.
Как правило, инспектора знакомятся с информацией о банке в его головной конторе, но иногда посещают и филиалы банка — местные и зарубежные. Инспектора обязаны информировать Банк Италии по всем фактам противоправной деятельности, обнаруженным во время ревизий, соблюдать конфиденциальность полученной информации, отчитываться непосредственно перед управляющим Банком Италии.
Государственной проблемой в Италии является ростовщичество. Его расцвету в стране способствовал спад в экономике в начале 90-х годов, который сильно сказался на финансовом состоянии мелких фирм. Банки, учитывая высокие риски, связанные с кредитованием мелких заёмщиков, резко сократили объёмы выдаваемых кредитов. В результате население и мелкие предприниматели были вынуждены обратиться к ростовщикам, у которых проценты по ссудам частным лицам доходили и доходят сейчас до 150—200%. При этом, по оценкам Банка Италии, 90% заимствованных в этот период у ростовщиков средств шли на финансирование бизнеса. В результате только в 1993 году более 300 тысяч семей стали заложниками ростовщиков, взяв у них ссуды почти на 4 трлн лир. С тех пор, по данным Ассоциации розничных торговцев, бизнес в этой области увеличился в 10 раз.
В целях борьбы с ростовщичеством в Италии был принят закон, согласно которому все ссуды в зависимости от степени риска подразделяются на несколько категорий, и любая ссуда, проценты по которой более чем на 50% превышают средний показатель, считается ростовщической, и, следовательно, незаконной. Хотя этот закон предназначен для банков, они не согласны с установленным критерием (50%), так как население и мелкие фирмы относятся к наиболее рискованным группам заёмщиков, у которых невозврат кредитов на 50% выше, чем по крупным ссудам. Кроме того, риски невозврата значительно варьируются в зависимости от региона и типа заёмщика, и, по мнению банков, диапазон процентных ставок должен быть шире.
Смотрите также
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
...
Банк России: его функции и взаимоотношения с кредитными организациями
Содержание.
Введение________________________________________________________________________________________________
3
Раздел 1. Банк
России, его п ...
Банковский вексель
Прошедший 1997 г.
ознаменовался количественным и качественным ростом вексельного рынка. Вексель
признан удобным средством расчета за продукцию, услуги и кредиты, а банковский
вексель учас ...