Лекция 2
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банки (курс лекций) / Лекция 2
Страница 14

С 1975 года ШНБ определяет цели своей денежно-кредитной политики путём ежегодного таргетирования объёма денежной массы. На основе внутренних консультаций Совет директоров в ноябре утверждает ориентиры, которые публикуются в декабре. В конце 80-х годов ШНБ пришел к выводу, что таргетирование объёма денежной массы трудно поддаётся контролю и недостаточно со­относится с конечными целями денежно-кредитной политики. В результате Банк публикует теперь ориентир и заявление, которое объясняет прогноз, лежащий в основе ориентира, и перечисляет условия, могущие вынудить банк изменить намеченный курс. В квартальных отчётах Совета директоров содержится обзор общего направления денежно-кредитной политики, но такие обзоры мо­гут появляться и чаще, в зависимости от обстоятельств. Ежене­дельно Совет директоров собирается для оценки положения в де­нежно-кредитной сфере и принятия решений, необходимых для претворения намеченного курса.

ШНБ осуществляет управление денежной массой в основном через валютные свопы. С чисто технической точки зрения золотой запас больше не используется. Вместе с тем Швейцарский нацио­нальный банк располагает значительными золотовалютными ре­зервами. В августе 1996 года они составляли 49 млрд швейцарских франков, из которых 11,9 млрд приходилось на золото и 37,6 млрд — на валюту. В действительности эти резервы ещё выше, посколь­ку в балансе ШНБ золото учитывается по цене около 4600 фр. за

килограмм, в то время как на свободном рынке его стоимость более чем в 3 раза выше (около 14000 фр. за кг).

Такие значительные золотовалютные резервы не используют­ся максимально эффективно. Это связано с законодательным ог­раничением на приобретение долгосрочных высоколиквидных дол­говых обязательств иностранных заёмщиков, международных орга­низаций и инобанков. Кроме того, ШНБ не обладает правом осу­ществлять операции с производными финансовыми инструмента­ми (опционами, фьючерсами, соглашениями о будущей процент­ной ставке) и операции РЕПО с ценными бумагами. Такие огра­ничения сокращают доходы на 400 млн шв. фр. в год. ШНБ высту­пил с предложением об отмене сдерживающих норм законода­тельства, которое, учитывая заинтересованность федерации и кан­тонов в увеличении отчислений из прибыли ШНБ, вероятно, бу­дет принято.

В 1997 году ШНБ объявил о намерении сделать золотой взнос в Швейцарский фонд солидарности на сумму 7 млрд фр. Это ре­шение вызвано стремлением смягчить критику в адрес страны в связи с её тесными деловыми отношениями с нацистской Герма­нией во время второй мировой войны. Через ШНБ проходила льви­ная доля золота, продаваемого Германией для финансирования войны. Представители ШНБ рассматривали эти операции как чи­сто технические, не усматривая в них дискредитацию контрольного статуса Швейцарии. В 1946 году Швейцария выплатила союзникам 250 млн шв. фр., в том числе ШНБ — 100 млн, в погашение тре­бований, связанных с золотом нацистов в Швейцарии. Сейчас ШНБ не располагает золотыми слитками с маркировкой третьего рейха. Большая часть вывезенного из Германии золота была про­дана центробанкам третьих стран во время или сразу после второй мировой войны, остальное пошло на чеканку золотых монет, ис­пользовавшихся после войны для приобретения на открытом рынке швейцарских франков с целью укрепления курса национальной валюты.

ШНБ — единственный из ведущих центральных банков мира, который обеспечивает денежную эмиссию золотом. Поэтому зак­реплённые в швейцарской Конституции положения о частичном золотом покрытии банкнот и официальном золотом паритете, равно как и соответствующие статьи Закона о национальном бан­ке, могут быть отменены без всякого ущерба. Однако психологи­ческое значение золотого запаса как символа стабильности наци­ональной валюты продолжает сохраняться. Поэтому окончатель-

ный отрыв шв. франка от золота должен сопровождаться рядом мер по повышению доверия к денежно-кредитной политике, преж­де всего по законодательному закреплению независимости ШНБ по примеру германского Бундесбанка, хотя и сейчас ШНБ фак­тически не подчиняется федеральному правительству. Однако На- I циональный банк и федеральное правительство постоянно и на всех уровнях согласовывают свою политику. Совет директоров ре­гулярно встречается с членами кабинета, ответственными за эко­номическую политику. Накануне ежегодного объявления ориен­тира денежной массы происходит встреча правления с кабинетом в полном составе. Руководящие работники банка поддерживают постоянные контакты с коллегами из Министерства финансов.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Смотрите также

Банковская система Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития
Тема данной курсовой работы – Банковская система Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития. Эта тема была выбрана не случайно, в виду ее актуальности. Ведь банки – это одно из це ...

Системы банковских телекоммуникаций
       Банковские услуги в настоящий момент, как и в течении всего периода перехода России к новому типу экономики, являются одним из наиболее динамично развивающихся видов деятельности в на ...

Банковская система России
Одной из основных и неотъемлемых структур в экономике является банковская система. Развитие банков шло параллельно и тесно переплеталось с товаропроизводством и товарообращением. При этом ба ...