Лекция 2
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банки (курс лекций) / Лекция 2
Страница 15

В Законе о Национальном банке нет упоминания о предостав­лении кредитов ЦБ федеральному и кантональным правительствам. Таким образом, теоретически возможно нелимитированное кре­дитование Центробанком правительства путём покупки государ­ственных облигаций или предоставления ломбардного кредита под обеспечение в виде государственных облигаций. На практике госу­дарственные займы у ЦБ оказывают небольшое влияние на де­нежную массу, поскольку ЦБ и правительство считают, что де­нежно-кредитная политика должна быть изолирована от управле­ния долгом.

С 1991 года ШНБ ежегодно отчислял государству 600 млн фран­ков, из которых две трети шло кантонам и одна треть — федера­ции. В 1996 году парламент страны принял решение об увеличении отчислений чистой прибыли ШНБ. Размер отчисляемой прибыли составляет около 30%, что по сравнению с другими, близкими по уровню развития странами, немного. Для сравнения: Национальный банк Австрии отчисляет 75% прибыли, Бельгии — 90%, Нидер-ландов — 95%, Швеции — 80%.

По мнению руководства ШНБ, независимым центральным банкам легче бороться за стабильность цен и предупреждать их повышение. Свою точку зрения ШНБ подтверждает следующими доводами. Если центральный банк находится под контролем госу­дарства, оно охотно использует его, чтобы «безболезненно» фи­нансировать свои расходы. ЦБ вынужден поддерживать низкие процентные ставки, позволяющие государству получать кредиты на выгодных условиях. В действительности же безболезненного финансирования госрасходов не существует. Проводя политику низких ставок, центральный банк открывает валютные шлюзы, стимулирует рост цен и снижает покупательную способность. Кроме того, не обладающие независимостью центральные банки риску­

ют сконцентрировать свою денежно-кредитную политику на крат­косрочной перспективе. Их постоянно побуждают заниматься те­кущими проблемами. Но денежно-кредитная политика влияет на экономический рост и динамику цен лишь по прошествии значи­тельного времени. Поэтому центральные банки должны хорошо видеть долгосрочную перспективу и своевременно реагировать на

угрозу роста цен.

ШНБ, будучи в значительной степени независимым, видит свою задачу в поддержании стабильности цен и весьма успешно с ней справляется, используя для этого весь арсенал приёмов и ме­тодов. В частности, адекватная оценка экономической ситуации достигается банком посредством тесных контактов с представи­телями научных, деловых и политических кругов, а также госу­дарственных ведомств. Дополнительным инструментом являются собственные аналитические исследования банка.

Независимость ШНБ проявляется и в самостоятельном (Бан­ковским советом) утверждении собственной сметы расходов и объёмов капитальных вложений. Но годовой отчёт банка направ­ляется Федеральному совету на утверждение до его публикации и представления общему собранию акционеров.

Аудит годового отчёта и баланса банка, а также всех аспектов деятельности ШНБ в любое время осуществляется независимым комитетом аудиторов. Комитет состоит из трёх постоянных и не­скольких непостоянных членов, ежегодно избираемых общим со­бранием акционеров. После проверки годовой отчётности комитет представляет свои заключения в письменном виде общему собра­нию, а также информирует о результатах анализа Федеральное

собрание.

Швейцария традиционно воспринимается как страна произ­водства лучших в мире часов и самое надёжное в мире место хра­нения денег. На каждые 1,5 тыс. жителей приходится одно банков­ское учреждение или филиал.

Банковская система страны может быть условно разделена на

три основные части:

1. Общефедеральные банки.

Это крупнейшие банки страны:

«Швайцерише Банкгезельшафт» (Schweizerische Bankgesellschaft, Union Bank of Switzerland), «Швайцерише Банкферайн» (Schweizerische Bankverein, Swiss Bank Corporation), «Швайцерише Кредитанштальт» (Schweizerische Kreditanstalt, Swiss Credit Bank). Эти универсальные банки, лидеры швейцарского банковского сек­тора, пользуются влиянием, не сопоставимым с размерами стра­ны.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Смотрите также

Денежное обращение
Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения пробл ...

Разработка информационного обеспечения задачи
  ...

Анализ активов
Нематериальные активы по-английски называются гораздо более романтично — intangible («неосязаемые»). То есть в эту категорию имущества входит то, что нельзя пощупать, ощутить, к че ...