Банки Италии функционируют в условиях внешних криминальных воздействий — местные банки подвергаются вооружённым ограблениям в шесть раз чаще, чем в других странах Западной Европы. Хотя следует отметить, что лидером среди развитых стран по количеству нападений на отделения банков является отнюдь не Италия, а Канада, где в 1994 году подверглось нападению каждое седьмое отделение (в Италии «лишь» каждое тринадцатое). Весьма интересно, что итальянских грабителей отличает удиви
тельное постоянство: в течение года 165 банковских отделений в стране были ограблены дважды, 27 подверглись нападению 3 и 9 отделений — 4 раза. Согласно данным Ассоциации банкиров Италии средний размер суммы наличности, захваченной при налётах в 1994 году, составлял 61 млн лир (37803 долл.). Это немного, если сравнивать со средней добычей гангстеров в Швейцарии — 242 млн лир.
Пагубные последствия криминальной деятельности для экономики и финансов вынуждают государство принимать меры по усилению надзорной функции центрального банка и повышению его ответственности за сохранение стабильности в денежной сфере. Основной задачей Банка Италии является предотвращение проникновения финансовых ресурсов незаконного происхождения в реальную экономику путем создания новых финансовых учреждений или приобретения существующих.
Департамент надзора Банка Италии следит за появлением новых участников на финансовом рынке, в частности, изучает состав владельцев и организационную структуру, проводит проверки на чистоплотность и профессионализм руководящих лиц. За последние три года из 75 заявок на открытие новых банков было удовлетворено 57, из 18 отклоненных 16 — из Южной Италии. Причиной отказа послужило отсутствие кредита доверия к способностям должностных лиц или владельцев управлять банком, а в некоторых случаях — подозрение в связях с организованной преступностью. Надзор ведётся постоянно путём анализа отчетной документации о результатах деятельности учреждений и частых встреч с руководством банков. Регулярно проводятся проверки на местах, позволяющие оценить способность банков привлекать и инвестировать средства в соответствии с пруденциаль-ным управлением и всеми правовыми требованиями. Специальные проверки для выявления возможных нарушений уголовного права не проводятся, но при обнаружении таковых тщательному разбирательству подвергаются их технические и правовые аспекты с возможной последующей передачей материалов в судебные инстанции.
За 1995—1997 годы Банк Италии провёл 563 проверки, охватившие 60% банков страны. По результатам проверок Банк направил в Минфин предложения о принятии дисциплинарных мер за серьёзные нарушения, повлекшие за собой крупные убытки. Так, было предложено наложить денежные штрафы на 2779 должностных лиц из более чем 200 финансовых учреждений. В 25 банках
была назначена временная администрация с последующим роспуском Советов директоров и аудиторских отделов. 15 банков были ликвидированы. Банк Италии направил в следственные органы 92 материала на финансовые учреждения. Возбуждён ряд уголовных дел по разбирательству случаев отмывания денег или причастности к криминальным структурам. Должностные лица Банка Италии приняли участие в разбирательстве 185 судебных дел. Помимо центрального банка страны в мониторинге подозрительных операций принимают участие и другие банковские и финансовые учреждения. В 1996 году финансовая полиция получила 3075 сообщений, большинство от банков.
В 1997 году в Италии был принят закон о борьбе с отмыванием денег, который исходит из посылки доверительного сотрудничества между финансовыми учреждениями, отслеживания заключённых сделок, информация по которым может понадобиться при расследованиях, и донесений о любых подозрительных операциях. Трудности, с которыми вначале столкнулись субъекты финансовой системы, постепенно преодолеваются, поток сообщений значительно возрос. Однако конфиденциальность процедуры требует совершенствования в целях обеспечения личной безопасности анонимных информаторов. Чтобы облегчить выявление подозрительных сделок, Банк Италии опубликовал памятку с изложением отклонений от нормы, требующих тщательного анализа различных сторон сделки и, возможно, сообщения о ней в соответствующие органы.
Смотрите также
Денежное обращение
Анализ
динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с
оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост
невозможно без решения пробл ...
Приложения
...
Банк России: его функции и взаимоотношения с кредитными организациями
Содержание.
Введение________________________________________________________________________________________________
3
Раздел 1. Банк
России, его п ...