Банки Италии функционируют в условиях внешних криминальных воздействий — местные банки подвергаются вооружённым ограблениям в шесть раз чаще, чем в других странах Западной Европы. Хотя следует отметить, что лидером среди развитых стран по количеству нападений на отделения банков является отнюдь не Италия, а Канада, где в 1994 году подверглось нападению каждое седьмое отделение (в Италии «лишь» каждое тринадцатое). Весьма интересно, что итальянских грабителей отличает удиви
тельное постоянство: в течение года 165 банковских отделений в стране были ограблены дважды, 27 подверглись нападению 3 и 9 отделений — 4 раза. Согласно данным Ассоциации банкиров Италии средний размер суммы наличности, захваченной при налётах в 1994 году, составлял 61 млн лир (37803 долл.). Это немного, если сравнивать со средней добычей гангстеров в Швейцарии — 242 млн лир.
Пагубные последствия криминальной деятельности для экономики и финансов вынуждают государство принимать меры по усилению надзорной функции центрального банка и повышению его ответственности за сохранение стабильности в денежной сфере. Основной задачей Банка Италии является предотвращение проникновения финансовых ресурсов незаконного происхождения в реальную экономику путем создания новых финансовых учреждений или приобретения существующих.
Департамент надзора Банка Италии следит за появлением новых участников на финансовом рынке, в частности, изучает состав владельцев и организационную структуру, проводит проверки на чистоплотность и профессионализм руководящих лиц. За последние три года из 75 заявок на открытие новых банков было удовлетворено 57, из 18 отклоненных 16 — из Южной Италии. Причиной отказа послужило отсутствие кредита доверия к способностям должностных лиц или владельцев управлять банком, а в некоторых случаях — подозрение в связях с организованной преступностью. Надзор ведётся постоянно путём анализа отчетной документации о результатах деятельности учреждений и частых встреч с руководством банков. Регулярно проводятся проверки на местах, позволяющие оценить способность банков привлекать и инвестировать средства в соответствии с пруденциаль-ным управлением и всеми правовыми требованиями. Специальные проверки для выявления возможных нарушений уголовного права не проводятся, но при обнаружении таковых тщательному разбирательству подвергаются их технические и правовые аспекты с возможной последующей передачей материалов в судебные инстанции.
За 1995—1997 годы Банк Италии провёл 563 проверки, охватившие 60% банков страны. По результатам проверок Банк направил в Минфин предложения о принятии дисциплинарных мер за серьёзные нарушения, повлекшие за собой крупные убытки. Так, было предложено наложить денежные штрафы на 2779 должностных лиц из более чем 200 финансовых учреждений. В 25 банках
была назначена временная администрация с последующим роспуском Советов директоров и аудиторских отделов. 15 банков были ликвидированы. Банк Италии направил в следственные органы 92 материала на финансовые учреждения. Возбуждён ряд уголовных дел по разбирательству случаев отмывания денег или причастности к криминальным структурам. Должностные лица Банка Италии приняли участие в разбирательстве 185 судебных дел. Помимо центрального банка страны в мониторинге подозрительных операций принимают участие и другие банковские и финансовые учреждения. В 1996 году финансовая полиция получила 3075 сообщений, большинство от банков.
В 1997 году в Италии был принят закон о борьбе с отмыванием денег, который исходит из посылки доверительного сотрудничества между финансовыми учреждениями, отслеживания заключённых сделок, информация по которым может понадобиться при расследованиях, и донесений о любых подозрительных операциях. Трудности, с которыми вначале столкнулись субъекты финансовой системы, постепенно преодолеваются, поток сообщений значительно возрос. Однако конфиденциальность процедуры требует совершенствования в целях обеспечения личной безопасности анонимных информаторов. Чтобы облегчить выявление подозрительных сделок, Банк Италии опубликовал памятку с изложением отклонений от нормы, требующих тщательного анализа различных сторон сделки и, возможно, сообщения о ней в соответствующие органы.
Смотрите также
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
...
Безналичный расчет в Казахстане
Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в
нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму
хозяйствования и соответствовала административно-командным ...
Банковский продукт – как инструмент удовлетворения потребности клиентов в условиях рынка
Коммерческий
банк, выступая
сегодня в Российской Федерации как юридическое лицо, самостоятельный агент,
производит и реализует банковский продукт, оказывает различные услуги,
удовлетворяе ...