Лекция 2
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банки (курс лекций) / Лекция 2
Страница 10

Банки Италии функционируют в условиях внешних крими­нальных воздействий — местные банки подвергаются вооружён­ным ограблениям в шесть раз чаще, чем в других странах Запад­ной Европы. Хотя следует отметить, что лидером среди развитых стран по количеству нападений на отделения банков является от­нюдь не Италия, а Канада, где в 1994 году подверглось нападению каждое седьмое отделение (в Италии «лишь» каждое тринадцатое). Весьма интересно, что итальянских грабителей отличает удиви­

тельное постоянство: в течение года 165 банковских отделений в стране были ограблены дважды, 27 подверглись нападению 3 и 9 отделений — 4 раза. Согласно данным Ассоциации банкиров Ита­лии средний размер суммы наличности, захваченной при налётах в 1994 году, составлял 61 млн лир (37803 долл.). Это немного, если сравнивать со средней добычей гангстеров в Швейцарии — 242 млн лир.

Пагубные последствия криминальной деятельности для эко­номики и финансов вынуждают государство принимать меры по усилению надзорной функции центрального банка и повышению его ответственности за сохранение стабильности в денежной сфе­ре. Основной задачей Банка Италии является предотвращение про­никновения финансовых ресурсов незаконного происхождения в реальную экономику путем создания новых финансовых учрежде­ний или приобретения существующих.

Департамент надзора Банка Италии следит за появлением но­вых участников на финансовом рынке, в частности, изучает со­став владельцев и организационную структуру, проводит провер­ки на чистоплотность и профессионализм руководящих лиц. За последние три года из 75 заявок на открытие новых банков было удовлетворено 57, из 18 отклоненных 16 — из Южной Ита­лии. Причиной отказа послужило отсутствие кредита доверия к способностям должностных лиц или владельцев управлять бан­ком, а в некоторых случаях — подозрение в связях с организован­ной преступностью. Надзор ведётся постоянно путём анализа от­четной документации о результатах деятельности учреждений и частых встреч с руководством банков. Регулярно проводятся про­верки на местах, позволяющие оценить способность банков при­влекать и инвестировать средства в соответствии с пруденциаль-ным управлением и всеми правовыми требованиями. Специаль­ные проверки для выявления возможных нарушений уголовного права не проводятся, но при обнаружении таковых тщательному разбирательству подвергаются их технические и правовые аспек­ты с возможной последующей передачей материалов в судебные инстанции.

За 1995—1997 годы Банк Италии провёл 563 проверки, охва­тившие 60% банков страны. По результатам проверок Банк напра­вил в Минфин предложения о принятии дисциплинарных мер за серьёзные нарушения, повлекшие за собой крупные убытки. Так, было предложено наложить денежные штрафы на 2779 должност­ных лиц из более чем 200 финансовых учреждений. В 25 банках

была назначена временная администрация с последующим рос­пуском Советов директоров и аудиторских отделов. 15 банков были ликвидированы. Банк Италии направил в следственные органы 92 материала на финансовые учреждения. Возбуждён ряд уголовных дел по разбирательству случаев отмывания денег или причастнос­ти к криминальным структурам. Должностные лица Банка Италии приняли участие в разбирательстве 185 судебных дел. Помимо цен­трального банка страны в мониторинге подозрительных операций принимают участие и другие банковские и финансовые учрежде­ния. В 1996 году финансовая полиция получила 3075 сообщений, большинство от банков.

В 1997 году в Италии был принят закон о борьбе с отмыванием денег, который исходит из посылки доверительного сотрудниче­ства между финансовыми учреждениями, отслеживания заклю­чённых сделок, информация по которым может понадобиться при расследованиях, и донесений о любых подозрительных операциях. Трудности, с которыми вначале столкнулись субъекты финансо­вой системы, постепенно преодолеваются, поток сообщений зна­чительно возрос. Однако конфиденциальность процедуры требует совершенствования в целях обеспечения личной безопасности анонимных информаторов. Чтобы облегчить выявление подозри­тельных сделок, Банк Италии опубликовал памятку с изложени­ем отклонений от нормы, требующих тщательного анализа раз­личных сторон сделки и, возможно, сообщения о ней в соответ­ствующие органы.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Российские банки после кризиса
Банковская система России после кризиса 1998 г. находится в состоянии поиска путей выживания и адаптации к новым условиям. На первый план вышли проблемы урегулирования отношений с иностранными и от ...

Реструктуризация банковской системы
На современном этапе банковская система Российской Федерации находится в процессе реструктуризации. Это проявляется в целом ряде самостоятельных, но и взаимосвязанных направлений: значительное сокр ...

Депозитная политика коммерческого банка
Специфика банковского учреждения как одного из видов коммерческого предприятия состоит в том, что подавляющая часть его ресурсов формируется не за счет собственных, а за счет заемных средст ...