Лекция 2
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банки (курс лекций) / Лекция 2
Страница 19

Ввиду большого наплыва капитала из стран Восточной Евро­пы крупные швейцарские банки создали фильтрующую систему для контроля происхождения денег. Так, клиенты из республик бывшего СССР, желающие открыть счёт в банке Швейцарише Кредитанштальт, обязаны сделать это в Женеве или в Цюрихе, где для них созданы специализированные ячейки. Аналогичные методы применяются банками Швейцарише Банкферайн (пункты открытия счетов — Женева, Цюрих, Базель, -Пугано, Берн) и Швейцарише Банкгезельшафт (Женева, Цюрих, Цуг).

Банки хранят молчание о требованиях, предъявляемых этим клиентам. Однако известно, что к ним применяются большая стро­гость и осторожность. По словам одного из сотрудников банка UBS, клиент должен лично явиться для открытия счёта. Чтобы ограни­чить риск, все операции на местах ведутся только с доверенным лицом клиента. Все передвижения капиталов на этих счетах систе­матически контролируются. При малейшем сомнении банк отка­зывается проводить ту или иную операцию.

Окончательно бастион банковской тайны рухнул с принятием парламентом страны в октябре 1997 года закона о борьбе с отмы­ванием денег в финансовом секторе. Закон вступил в силу с 1 апреля 1998 года и дополнил ряд статей Уголовного кодекса, устанавливая всеобъемлющий механизм регулирования деятель­ности финансовых посредников. К последним относятся банки, управляющие фондами, страховые компании и дилеры по цен­ным бумагам, а также любые лица, которые в силу своей профес­сиональной деятельности принимают во владение или на хране­ние активы других лиц или оказывают помощь при их

инвестиро­вании или переводе. Закон не распространяется на Швейцарский

национальный банк, а также на освобождённые от налогообложе­ния пенсионные фонды и лиц, оказывающих им услуги.

Теперь в начале сделки финансовый посредник с помощью соответствующих документов должен идентифицировать личность контрагента и владельца-пользователя, повторив процедуру в случае возникновения каких-либо сомнений. Он должен выяснить эко­номические предпосылки совершения сделки, если она представ­ляется необычной или есть основания подозревать в приобрете­нии активов преступным путём или их контроле криминальной организацией. Финансовые посредники должны хранить инфор­мацию о сделках в течение 10 лет после их заключения.

Новый закон обязывает (прежний только предоставлял пра­во) финансового посредника информировать специально создан­ное подразделение о подозрительных или контролируемых пре­ступной организацией активах. Исключение распространяется на адвокатов и нотариусов, обязанных соблюдать профессиональ­ную тайну. При возникновении сомнений посредник должен не­медленно заблокировать активы до получения указаний от компе­тентных органов на срок не более пяти рабочих дней со дня уведом­ления. Он не должен сообщать об этом ни заинтересованным, ни третьим лицам. Посредник не несет ответственности за нарушение служебной, профессиональной или коммерческой тайны или кон­тракта, если при определённых обстоятельствах проявит должную внимательность. Неуведомление карается штрафом до 200000 шв. фр.

Правительство Швейцарии выступало против принятия этого закона, так как, по его мнению, обязанность сообщать о подо­зрительных операциях относится к международным стандартам в области борьбы с отмыванием денег и отказ от этой нормы мог бы повредить авторитету Швейцарии как мирового финансового центра. Кроме того, Швейцарский национальный банк опасался, что обязательное сообщение обо всех подозрительных операциях приведёт к тому, что полиция будет погребена под потоком по­ступающей от банков информации. Следствием этого стало бы снижение эффективности банковских операций.

* * *

Итак, банковский сектор Швейцарии является, пожалуй, са­мым устойчивым элементом мировой банковской системы. Инте­ресы клиентов и инвесторов в Швейцарии защищены наилучшим

образом. Отсутствие случаев банкротств за последние 50 лет, отла­женная система банковского надзора, по-прежнему высокие нор­мы банковской тайны, низкий страновой риск, использование банками передовых расчетных и прочих технологий и форм обслу­живания делает швейцарские банки очень привлекательными для иностранных компаний и частных лиц. Тем самым, накопленный авторитет способствует поддержанию финансовой устойчивости и дальнейшему росту авторитета швейцарских банков как символа надежности. Швейцарский национальный банк придерживается позиций свободного движения международного капитала. Поэто­му многие иностранные банки и финансовые институты, откры­вая в Швейцарии филиалы, используют страну как источник пря­мого выхода на международные рынки капитала. Обилие местных и иностранных банков в стране накладывает определенный отпе­чаток на структуру их доходов, которые преимущественно фор­мируются от иностранных операций, управления имуществом, кон­салтинга и прочих операций, требующих высокой квалификации персонала. Операции на внутреннем рынке в силу высокой конку­ренции и излишней численности служащих, как правило, убы­точны. Структура швейцарских банков учитывает федеральное (кан­тональное) устройство государства, поэтому помимо общенацио­нальных «гигантов» международного масштаба имеются местные банки, замыкающие свою деятельность на своем кантоне и лишь недавно вставшие под федеральный надзор. Как и в других немец­коязычных странах, в Швейцарии имеется многочисленная груп­па райффайзеновских ссудных касс, играющих значительную роль на местном банковском рынке.

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20

Смотрите также

Денежное обращение
Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения пробл ...

Безналичный расчет в Казахстане
Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным ...

Банковские риски: виды, методы управления
Банки - центральные звенья в системе рыночных отношений. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночной экономики.      Рассмотрение банковских рисков и их управ ...