Лекция 3
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банки (курс лекций) / Лекция 3
Страница 50

Реформа преследует также цель расширить внутренний сектор предоставления финансовых услуг, включая открытие пунктов обмена валюты, подготовку финансистов и учреждение кубинс­кого инвестиционного банка. Банковская система получит развет­влённую компьютерную сеть, что позволит органам надзора опе­ративно собирать необходимую информацию.

В 1997 году Правительство Кубы создало новый центральный банк — Банко Сентраль де Куба, который стал преемником Бан­ка Насьональ де Куба. Последний был создан в 1948 году, имел около 200 отделений и с 1960 года сочетал роль центрального с государственным коммерческим банком. Теперь эти две функции разделены. Новый центральный банк является самостоятельным юридическим лицом. Он будет осуществлять надзор и регулиро­вать расширяющийся банковский сектор, который представлен 7 новыми банками и группой финансовых компаний и учреждений, созданных преимущественно за последние два года. Функции ЦБ также предусматривают эмиссию национальной валюты, выработку и осуществление денежно-кредитной и валютной политики.

Специальный указ предусматривает регистрацию и правила, регулирующие деятельность всех банков и финансовых учрежде­ний, имеющих лицензию на совершение операций на Кубе. Ино­странным банкам разрешено открывать только представительства, а не отделения. Лицензии-получили уже 13 зарубежных банков. Однако не исключена возможность появления оффшорных бан­ков в свободных торговых зонах, создание которых разрешено за­коном страны об иностранных инвестициях. В рамках проводимой реформы Народному Сбербанку, имеющему около 500 отделений, разрешено постепенно предлагать коммерческие банковские ус­луги компаниям и другим клиентам. Банко Насьональ де Куба про­должит функционировать как коммерческий банк, который будет обслуживать внешний долг страны, достигший 10,4 млрд долла­ров США.

В отличие от банковских систем, рассмотренных в предыдущих главах, банковские системы, описанные в третьей главе, принад­лежат странам, имеющим более слабый уровень экономического развития, менее высокие средние доходы населения, множество проблем, связанных с переходом от административно-командной системы управления экономикой к ориентированной на свобод­ные рыночные отношения. Современное состояние банковских

систем стран постсоциалистического периода существенно разли­чается. Оно складывалось под воздействием различных политико-экономических факторов. Но несмотря на всю внешнюю несхо­жесть местных условий, в основе развития банковских систем ле­жат единые закономерности, общие причинно-следственные свя­зи, среди которых отметим следующие:

• Страны с более высоким изначальным уровнем экономи­ческого развития имели больше простора для маневрирования между необходимостью проведения жёсткой денежно-кредитной политики и потребностью поддерживать в переходный период го­сударственный сектор экономики и стратегически важные отрас­ли производства. Они также имели больше возможностей сгладить допускаемые ошибки в управлении финансово-кредитной сферой и экономикой в целом без возникновения опасной социальной напряжённости и угрозы смены политического курса.

• Почти все рассмотренные страны стремятся повысить кон­курентоспособность отечественных банков и осторожно подходят к вопросу открытия внутреннего рынка для банков-нерезидентов. Но и сами иностранные финансово-кредитные институты осто­рожно подходят к вопросу расширения своего присутствия в та­ких недостаточно ещё стабильных, по западным меркам, странах, какими являются бывшие страны социалистического блока.

• Масштабное проникновение на местные банковские рын­ки, как правило, происходило после системных банковских кри­зисов, когда правительства стран-реципиентов вынужденно шли на снятие ограничений на деятельность иностранных банков и вы­ставляли на продажу требующие санации, но более привлекатель­ные с точки зрения инвестирования средств крупные государствен­ные или коммерческие банки.

• Молодые государства, в которых правительства последова­тельно принимали решительные и порой непопулярные меры в области денежно-кредитной политики по реформированию бан­ковского сектора, не дожидаясь повторения кризиса, быстро дос­тигли определенной стабилизации финансовой сферы.

Страницы: 45 46 47 48 49 50 51

Смотрите также

Денежное обращение
Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения пробл ...

Успешность функционирования компании
Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия ...

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СИСТЕМЫ «ОБМЕННЫЙ ПУНКТ»
В состав автоматизированной системы «ОБМЕННЫЙ ПУНКТ» входит 3 АРМа: - АРМ «КАССИР». - АРМ «БУХГАЛТЕР». - АРМ «АДМИНИСТРАТОР». Каждый АРМ выполняет строго определенные функции на каждом этапе постр ...