Реформа преследует также цель расширить внутренний сектор предоставления финансовых услуг, включая открытие пунктов обмена валюты, подготовку финансистов и учреждение кубинского инвестиционного банка. Банковская система получит разветвлённую компьютерную сеть, что позволит органам надзора оперативно собирать необходимую информацию.
В 1997 году Правительство Кубы создало новый центральный банк — Банко Сентраль де Куба, который стал преемником Банка Насьональ де Куба. Последний был создан в 1948 году, имел около 200 отделений и с 1960 года сочетал роль центрального с государственным коммерческим банком. Теперь эти две функции разделены. Новый центральный банк является самостоятельным юридическим лицом. Он будет осуществлять надзор и регулировать расширяющийся банковский сектор, который представлен 7 новыми банками и группой финансовых компаний и учреждений, созданных преимущественно за последние два года. Функции ЦБ также предусматривают эмиссию национальной валюты, выработку и осуществление денежно-кредитной и валютной политики.
Специальный указ предусматривает регистрацию и правила, регулирующие деятельность всех банков и финансовых учреждений, имеющих лицензию на совершение операций на Кубе. Иностранным банкам разрешено открывать только представительства, а не отделения. Лицензии-получили уже 13 зарубежных банков. Однако не исключена возможность появления оффшорных банков в свободных торговых зонах, создание которых разрешено законом страны об иностранных инвестициях. В рамках проводимой реформы Народному Сбербанку, имеющему около 500 отделений, разрешено постепенно предлагать коммерческие банковские услуги компаниям и другим клиентам. Банко Насьональ де Куба продолжит функционировать как коммерческий банк, который будет обслуживать внешний долг страны, достигший 10,4 млрд долларов США.
В отличие от банковских систем, рассмотренных в предыдущих главах, банковские системы, описанные в третьей главе, принадлежат странам, имеющим более слабый уровень экономического развития, менее высокие средние доходы населения, множество проблем, связанных с переходом от административно-командной системы управления экономикой к ориентированной на свободные рыночные отношения. Современное состояние банковских
систем стран постсоциалистического периода существенно различается. Оно складывалось под воздействием различных политико-экономических факторов. Но несмотря на всю внешнюю несхожесть местных условий, в основе развития банковских систем лежат единые закономерности, общие причинно-следственные связи, среди которых отметим следующие:
• Страны с более высоким изначальным уровнем экономического развития имели больше простора для маневрирования между необходимостью проведения жёсткой денежно-кредитной политики и потребностью поддерживать в переходный период государственный сектор экономики и стратегически важные отрасли производства. Они также имели больше возможностей сгладить допускаемые ошибки в управлении финансово-кредитной сферой и экономикой в целом без возникновения опасной социальной напряжённости и угрозы смены политического курса.
• Почти все рассмотренные страны стремятся повысить конкурентоспособность отечественных банков и осторожно подходят к вопросу открытия внутреннего рынка для банков-нерезидентов. Но и сами иностранные финансово-кредитные институты осторожно подходят к вопросу расширения своего присутствия в таких недостаточно ещё стабильных, по западным меркам, странах, какими являются бывшие страны социалистического блока.
• Масштабное проникновение на местные банковские рынки, как правило, происходило после системных банковских кризисов, когда правительства стран-реципиентов вынужденно шли на снятие ограничений на деятельность иностранных банков и выставляли на продажу требующие санации, но более привлекательные с точки зрения инвестирования средств крупные государственные или коммерческие банки.
• Молодые государства, в которых правительства последовательно принимали решительные и порой непопулярные меры в области денежно-кредитной политики по реформированию банковского сектора, не дожидаясь повторения кризиса, быстро достигли определенной стабилизации финансовой сферы.
Смотрите также
Всемирная межбанковская система SWIFT
SWIFT (Society for World-Wide Interbank Financial Telecommunications) - сообщество
всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций является ведущей
международной организацией в сф ...
Российские банки после кризиса
Банковская система России после кризиса 1998
г. находится в состоянии поиска путей выживания и адаптации к новым условиям.
На первый план вышли проблемы урегулирования отношений с иностранными и
от ...
Банковские услуги
Проводимая
в стране экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела.
Особую актуальность в условиях перехода к рынку приобретают вопросы перспектив
развития банков и ...