Лекция 3
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банки (курс лекций) / Лекция 3
Страница 49

Валютный кризис в Азии затронул и финансовую систему Вьетнама. В связи с этим вьетнамские финансовые власти были вынуждены ввести регулирование объёма внешних заимствований. Теперь для получения займов у зарубежных банков вьетнамским фирмам приходится обращаться за разрешением в ГБВ. ЦБ может таким образом отслеживать непогашенную часть займов компа­ний с тем, чтобы она не превышала запланированный на год ли­мит, и обеспечивать рациональное соотношение капитала, моби­лизованного из иностранных и национальных источников. По со­глашению с Международным валютным фондом суверенные за­имствования Вьетнама не должны превышать 100 млн долларов в квартал, включая задолженность госпредприятий, составляющих большую часть компаний страны.

В целях защиты национальной валюты Госбанк Вьетнама раз­работал программу, предусматривающую:

• развитие сотрудничества между производителями промыш­ленной продукции и экспортёрами с целью сократить число посредников и повысить эффективность экономики;

• сокращение государственных расходов;

• принятие мер по оказанию помощи коммерческим банкам в избавлении от сомнительных долгов;

• усиление борьбы с коррупцией.

В банковских кругах Вьетнама отмечается немало случаев кор­рупции. Так, в 1996 году выяснилось, что торговая фирма «Тамек-со» получила от одного из госбанков крупный кредит под недви­жимость непомерно завышенной стоимости, что нанесло ущерб в 27 млн долларов. Четырём мошенникам были вынесены смертные приговоры.

Кроме того, в целях ограничения спекуляций с национальной валютой в конце 1997 года ГБВ ввёл новое положение, устанавли­вающее инобанкам жёсткие лимиты на форвардные контракты в донгах. Банки обычно прибегают к этим операциям с тем, чтобы иметь достаточно наличности для удовлетворения потребностей клиентов в финансировании. Введённое ограничение должно по­мешать накоплению долларов инобанками и оказанию давления на донг, так как в результате азиатского финансового кризиса резко снизился приток твёрдой валюты во Вьетнам, инвалютные резервы которого не превышают 2 млрд долларов. Новое положе­ние вызвало озабоченность у иностранных банкиров, уже рабо­тавших в условиях ограничения на валютные операции. Поскольку донг является неконвертируемой валютой, принятое решение при­вело к возникновению у многих фирм проблем с обменом выруч­ки в донгах на доллары, например для импорта сырья. Но нацио­нальная банковская система оказалась в выигрыше, так как мест­ные банки смогли расширить диапазон своей деятельности. В то же время, с целью получения валюты от иностранных банков и ока­зания помощи местным банкам в погашении краткосрочных дол­гов иностранным компаниям, Госбанк Вьетнама принял решение о проведении операций своп между долларом и донгом. Предпола­гается заключение сделок на две недели, один, два и три месяца.

* * *

Несмотря на достигнутые успехи, банковская система Вьетна­ма остаётся отсталой и неэффективной. О неразвитости местного банковского сектора свидетельствует низкое соотношение объёма банковских депозитов к размеру ВВП, которое намного меньше, чем в других странах на переходном этапе. Основным платёжным средством во Вьетнаме продолжают оставаться наличные деньги. Объём денежной массы в обращении здесь вчетверо больше, чем в странах АСЕАН. Помимо уже названных причин следует упомя­нуть: отсутствие системы обработки банками основных платежей

и услуг по сделкам, отсутствие эффективного рынка капитала, недостаточное правовое обеспечение банковской системы (в час­тности банковского надзора), низкая квалификация служащих, плохой менеджмент, слабое ведение учёта, засилье бюрократии. Все перечисленные негативные факторы осознаются руководством правительства и Госбанка Вьетнама, и это позволяет надеяться на их постепенное устранение. Однако для этого требуется: расшире­ние независимости'Госбанка, приватизация государственных ком-банков, их санация и повышение уровня доверия населения к банковской системе. Во многом решение этих вопросов связано с необходимостью корректировки государственной экономической политики.

КубА

Правительство Кубы в 90-е годы активно занималось реализацией программы модернизации нацио­нального банковского и финансо­вого сектора. В 1995 году на Кубе на­считывалось ЗОЮ сельскохозяй­ственных кооперативов, 212 инве­стиционных проектов с иностранным участием, 635 представи­тельств зарубежных компаний и около 200 тыс. самостоятельно работающих частников. Возвращение в страну иностранных пред­ставителей и постепенное развитие частного сектора вызвали по­вышенный спрос на кредиты и услуги, что потребовало опреде­лённых изменений в банковском секторе. Осуществляемые преоб­разования имеют целью поощрять приток зарубежных инвести­ций, легализовать деятельность частного сектора и предоставить большую самостоятельность госпредприятиям и сельскохозяйствен­ным кооперативам. Руководители страны рассматривают банковс­кую реформу в качестве одного из важных компонентов медлен­ных и осторожных экономических преобразований, направлен­ных на внедрение элементов рыночной экономики.

Страницы: 44 45 46 47 48 49 50 51

Смотрите также

Бухгалтерский учёт в банках
 В услугах  банков нуждается большая часть граждан, фирм и государство. Обращаясь в банк за помощью , они становятся его клиентами. Первые банки возникают в VIII-V веке до н.э. в Древнем Вав ...

Вексель и вексельное кредитование: содержание и российская практика применения в кредитных учреждениях
Ни один из инструментов современного финансового риска, кроме, конечно, са­мих денег во всех многочисленных проявлениях их экономических функций, не может сравниться по своей истории и знач ...

Банковский продукт – как инструмент удовлетворения потребности клиентов в условиях рынка
Коммерческий банк, выступая сегодня в Российской Федера­ции как юридическое лицо, самостоятельный агент, производит и реализует банковский продукт, оказывает различные услуги, удовлетворяе ...