Лекция 3
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банки (курс лекций) / Лекция 3
Страница 44

В результате правительство Китая всё-таки приняло в 1996 году компромиссное решение о доступе ряда иностранных банков к осуществлению в Шанхае операций в местной валюте на экспери­ментальной основе. Несколько отобранных для этой цели банков получили доступ к привлечению вкладов и предоставлению кре­дитов в юанях.

В декабре 1996 года НБК выдал лицензии на совершение опе­раций по привлечению депозитов и кредитованию в местной ва­люте четырём иностранным банкам — Сити-банк, Гонконг Шан­хай Бэнкинг Корп., Бэнк оф Токио-Мицубиси и Промышлен­ный банк Японии. В январе 1997 года к ним присоединились ещё

четыре — английский Стэндард Чартеред Бэнк, японские Санва Бэнк и Дайичи Кангье Бэнк, и Шанхай-Пэрис Интернэшнл Бэнк (СП, созданное французским Банк Насьональ де Пари и Про­мышленным и коммерческим банком Китая). Следует также отме­тить, что из 8 банков, получивших лицензии, 4 японские, что, по мнению местных аналитиков, свидетельствует о политической подоплёке данного решения (в последние годы Япония неоднок­ратно предоставляла Китаю кредиты на льготных условиях). Од­ним из условий получения лицензии является открытие иност­ранными банками своих учреждений в Пудонге, который, по за­мыслу правительства, должен стать финансовой и коммерческой столицей Китая.

Важным условием реализации реформ в финансовом секторе Китая, по мнению руководителей Народного банка Китая, явля­ется ужесточение контроля за использованием инвалютных кре­дитов, которые китайские государственные предприятия берут в Гонконге. С января 1998 года они должны получать на это разре­шение ЦБ. Кроме того, главой НБК обращено внимание иност­ранных банков на то, что государство не несет ответственности за кредиты, предоставленные совместным предприятиям (объем та­ких кредитов составляет 20 млрд долл. США из общего 120-милли­ардного долга КНР). Также Председатель НБК Дай Сянлун при­звал иностранных коммерсантов внимательно изучать положение китайских финансовых институтов, с которыми они собираются сотрудничать. Центробанк предоставляет гарантии на кредиты толь­ко государственным специализированным комбанкам. Кредиты государственных инвестиционных компаний обеспечиваются про­винциальными администрациями. Центробанк не намерен помо­гать этим компаниям, а также промышленным и торговым фир­мам, если они не смогут выполнить свои обязательства.

В январе 1997 года правительство Китая предписало ЦБ быть главным администратором компаний по управлению взаимными фондами, создаваемых с участием иностранного капитала и пред­назначенных только для осуществления внутренних инвестиций. Фондам разрешено покупать акции компаний с листингом на фондовых биржах Китая и китайские казначейские облигации, но запрещено заключать фьючерсные товарные сделки. Помимо ЦБ в управлении фондами предписано принимать участие и комиссии по регулированию рынков ценных бумаг. В предписании прави­тельства также отмечается, что зарубежные партнеры совместных фондов должны иметь не менее чем 10-летний опыт работы по управлению взаимными фондами, средства которых эквивалент­

ны, по крайней мере, 1 млрд юаней. У иностранного партнера должно быть представительство в Китае. Направляемые в ЦБ до­кументы должны включать соглашение о технологии перевода средств. В состав руководства фондом должен входить хотя бы один китаец. Уставный капитал каждого фонда должен составлять не менее 30 млн юаней, иностранное участие — минимум 25%. Мак­симальная доля иностранного участия не оговаривается, но пред­полагается, что колтрольный пакет будет составлен китайской стороной.

В настоящее время в Китае действует около 30 иностранных банков, имеющих свыше ста отделений. Основными проблемами, стоящими на пути дальнейшего развития иностранного присут­ствия в банковском секторе Китая являются:

• высокий страновой риск;

• языковой барьер;

• разность менталитетов;

• ограниченная конвертируемость юаня;

• чрезмерное и сложно прогнозируемое налогообложение;

• низкое качество отчетности потенциального заемщика, не­возможность проведения его независимого аудита;

• низкий уровень правовой обеспеченности банковской дея­тельности в Китае, сложность использования судебной сис­темы для решения споров;

Страницы: 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49

Смотрите также

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    ...

Денежное обращение
Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения пробл ...

Валютный риск в деятельности банковской системы
Риск - это ситуативная характеристика деятельности любого производителя, в том числе банка, отражающая неопределенность ее исхода и возможные неблагоприятные последствия в случае неуспеха. Р ...