Лекция 3
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банки (курс лекций) / Лекция 3
Страница 41

Государственными спецбанками осуществляется интенсивная

программа компьютеризации. Банк Китая, например, тратит на модернизацию информационных технологий порядка 200 млн дол­ларов в год, а Народный строительный банк (НСБ) израсходовал на эти цели 1,8 млрд юаней.

Одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед спецбан­ками, является усиление контроля за деятельностью отделений, которые находятся под влиянием местных органов власти и не желают расставаться с избыточной ликвидностью.

Особого внимания заслуживает ситуация в вопросах кредито­вания. Государственные органы страны оказывали прямое вмеша­тельство в оперативную деятельность банков с целью кредитова­ния госпредприятий и приоритетных, с точки зрения правитель­ства, проектов. По существу правительство прибегало к этому виду финансирования для предотвращения краха убыточных предпри­ятий. Вмешательство осуществлялось путем распределения кредит­ных квот среди банков.

Кредитные квоты были введены более 40 лет назад в качестве инструмента контроля центрального правительства за кредитова­нием госпредприятий. В 1997 году квота была установлена в разме­ре 800 млрд юаней (97 млрд долл.). Выделенная госбанкам квота традиционно использовалась ими на поддержку госпредприятий, в то время как кооперативные и частные предприятия, а также фирмы с участием иностранного капитала испытывали трудности с получением коммерческих и инвестиционных кредитов. Резуль­татом такого волюнтаристского подхода стал огромный процент сомнительной задолженности: по данным НБК 20—25% кредитов четырех государственных банков, контролирующих 80% рынка, являются проблемными по западным стандартам, 5—6% подле­жат списанию.

Таким образом, государственные спецбанки находятся в пла­чевном состоянии и технически являются неплатежеспособными. В целом, по оценкам банковских аналитиков, от 25 до 40% креди­тов, выданных всеми китайскими банками, относится к разряду недействующих. По данным рейтингового агентства «Стэндард энд Пурз», эта величина составляет около 25%, или 200 млрд долла­ров. При этом около трёх четвертей из них вряд ли когда будут погашены.

Для списания безнадежных долгов и постепенного достиже­ния этими банками 8%-ного уровня достаточности собственного капитала Китай намерен эмитировать специальные облигации на 270 млрд юаней (32,6 млрд долларов). В случае удачной рекапита-

лизации банки смогут получить лицензию на расширение опера­ций за рубежом. Относительно небольшой внутренний облигаци­онный долг — порядка 490 млрд юаней, или всего 7% ВВП, — может обеспечить успех специального выпуска облигаций, кото­рые будут, видимо, покупаться мелкими банками, небанковски­ми финансовыми учреждениями и госпредприятиями.

В связи с необходимостью санации балансов госбанков в 1997 году Минфин разрешил банкам списывать ежегодно безнадежные долги в размере 3% от совокупных активов, вместо ранее предус­мотренного 1%. В 1997 году было списано кредитов на 30 млрд юаней. В 1998 году списанию подлежали кредиты на 50 млрд юаней (6,04 млрд долл.), в следующие два года — на 60—70 млрд (около 8 млрд долл.). В рамках реформы финансового рынка вводится клас­сификация проблемных кредитов согласно международным стан­дартам.

Однако наиболее важным для китайской банковской системы является решение отменить антирыночные кредитные квоты для государственных коммерческих банков, что должно стимулиро­вать развитие частных коммерческих банков, облегчить доступ к кредитам со стороны частных компаний. По мнению аналитиков, отказ от квот может в скором времени привести к сокращению общих объемов кредитования госпредприятий. Китайские госбан­ки, обремененные безнадежными долгами, в последнее время уже и сами неохотно предоставляли кредиты госпредприятиям, мно­гие из которых с трудом входят в рыночную экономику. Доля гос­банков в общем объеме новых кредитов постоянно снижается по мере роста числа новых банков и других финансовых учреж­дений.

Кроме внутренней конкуренции в группе специализирован­ных банков, ее угроза идет и от частных коммерческих банков. Так, например. Шанхайский Банк связи, первый из таковых, образованный ещё в 1987 году и открывший с тех пор филиалы в Нью-Йорке, Лондоне и Токио, нарушил монополию Банка Ки­тая в области международных финансовых операций.

Страницы: 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46

Смотрите также

Анализ лизинговых операций банка
Зарубежные ученые в области банковского менеджмента используют в своих работах анализ чаще всего при изучении вопросов, касающихся отдельных сторон деятельности кредитного учреждения – его рис ...

Электронные платежи в банковской системе России
       К началу 1990-х годов банковская система нашей страны имела значительный опыт автоматизации банковских операций, в том числе расчетных, посредством разветвленной сети вычислительных ц ...

Банковский маркетинг. Часть 1
Создание и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и юридическим лицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование стратегии банка, определение э ...