НБК жестко подчинен Госсовету Китая и все наиболее важные решения в области денежно-кредитной политики принимает лишь с его одобрения. НБК формирует денежную политику и представляет на одобрение Госсовета предложения в области регулирования денежной массы, валютного курса и процентных ставок, которые, как правило, принимаются. По заявлению председателя
Народного банка Китая, решения по установлению процентных ставок принимаются им единолично, и обычно только один или два человека в центральном банке, кроме него, заранее осведомлены. В этих решениях отражаются не только потребности финансового рынка, но и положение в различных секторах экономики, прежде всего в государственном. Так, например, в 1996 году НБК дважды прибегал к снижению процентных ставок, облегчая положение испытывающих кризис госпредприятий и одновременно уменьшая прибыли госбанков. Теоретически государство устанавливает значительные маржи между ставками по кредитам и вкладам, что в принципе должно обеспечивать банкам солидную прибыль и невозникновение процентных рисков. Однако разграничение кредитов по целям и срокам, а также отсутствие у государственных предприятий стимулов к получению прибыли ведут к ухудшению качества кредитных портфелей банков и быстрому росту дебиторской задолженности. В результате Центробанк был даже вынужден создать специальный компенсационный фонд для оказания помощи госбанкам, предоставлявшим госпредприятиям льготные кредиты. В будущем выделение льготных кредитов планируется прекратить.
Имея столь неэффективную, на первый взгляд, финансовую систему, ЦБ Китая , тем не менее, достиг замечательных успехов в сдерживании инфляции в условиях бурного экономического роста. ВВП в 1992—1997 годах рос на 12% в год при среднегодовой инфляции в 13%. Теоретически следующим этапом реформы финансовой системы Китая должно было бы стать введение полной конвертации юаня. Но этому помешал разразившийся мировой финансовый кризис.
Однако ЦБ ещё далеко не полностью наделен полномочиями самостоятельного учреждения, а банковская система слишком слаба, чтобы справиться с потоком иностранных инвестиций, который должен резко увеличиться в случае перехода к полной конвертации национальной валюты. Крупные китайские банки все ещё остаются, в основном, каналами финансирования убыточного госсектора, и ЦБ не располагает адекватной системой надзора, которая могла бы обеспечить контроль за потоками капитала. Кроме того, даже в нынешних условиях многие китайские фирмы занимаются по фиктивным экспортным документам контрабандой капитала, который потом используется для спекулятивных операций на фондовых и фьючерсных рынках. В связи с этим, несмотря на неуклонное укрепление национальной валюты, Китай пока не
вводит полную конвертацию юаня. Китайское руководство планирует предпринять этот шаг только после реализации серии мер, направленных на уменьшение зависимости госпредприятий от государственных субсидий, перевод банковского сектора на коммерческую основу и более совершенное регулирование фондового рынка. Эти реформы, известные как «переход к социалистической рыночной экономике», должны завершиться к 2010 году.
Вместе с тем в политике НБ Китая всё же прослеживается последовательное стремление к постепенному введению конвертируемости юаня. С марта 1996 года национальная валюта начала конвертироваться в четырех экспериментальных центрах: Шанхайе, Шэньгжене, Даляне и провинции Ченьсу. С 1 июля 1996 года иностранные компании могут покупать твердо конвертируемую валюту в любом китайском банке, в то время как до этого они могли купить валюту на так называемых «обменных рынках», где всегда ощущался дефицит то долларов, то юаней. Кроме того, иностранные инвесторы получили возможность репатриировать прибыль при условии предъявления справки о полученных дивидендах. Но пока ограничения сняты лишь в области совершения текущих операций.
Серьезные проблемы возникли у Китая в 1997 году в связи с девальвацией валют соседних азиатских стран. Опасность укрепления собственной валюты для Китая заключалась в том, что оно подрывало конкурентоспособность китайских товаров и, следовательно, замедляло экономический рост (свыше 11% экспорта Китая приходится именно на эти страны, которые к тому же являются его прямыми конкурентами на нескольких рынках). На фоне девальвации валют соседних стран китайский юань, связанный с гонконгским долларом, курс которого искусственно защищен привязкой к доллару США и завышенными процентными ставками, медленно, но верно рос из-за высокого спроса на него на внутреннем рынке. Вследствие противоречия этой тенденции с интересами национальной экономики НБК ежедневно был вынужден скупать на валютных рынках до 100 млн долларов. Вместе с тем девальвация юаня неизбежно должна была привести к дальнейшему увеличению положительного сальдо внешнеторгового баланса по отношению к США (а в 1997 году оно достигло 44 млрд долларов). Вследствие этого могла начаться торговая война между Вашингтоном и Пекином. Но неблагоприятные события финансового кризиса, затронувшего и Китай, привели к тому, что юань все-таки был девальвирован.
Смотрите также
Банковская система Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития
Тема данной курсовой работы –
Банковская система Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития. Эта
тема была выбрана не случайно, в виду ее актуальности. Ведь банки – это одно из
це ...
Банковская система России: институциональные изменения и показатели развития
Цель курсовой работы - разобраться в
российской банковской системе, её институциональных изменениях и сформировать
мнение о состоянии банковской системы на сегодняшний день. Для этого я
пр ...
Банк России. Роль Центрального банка Российской
Федерации
...