Правительство и НБ Хорватии предпринимают большие усилия по повышению эффективности и прозрачности деятельности лучших хорватских банков. Финансируемая государством программа реструктуризации решает проблему безнадёжных долгов. Реструктуризация началась в 1994 году, когда Национальный банк Хорватии решил передать ПБЗ и три региональных банка новому государственному агентству страхования депозитов и санации банков.
Макроэкономическая стабильность и реструктуризация повысили привлекательность хорватских банков и Позволили иностранным банкам расширить своё присутствие в Хорватии. Почти ежемесячно выдаются банковские лицензии иностранным кредитным институтам, что стимулирует конкуренцию. В условиях насыщения финансово-кредитного рынка выживут лишь те местные банки, которые смогут использовать свои преимущества и расширить спектр предоставляемых услуг.
Хорватская экономика дорого платила за свои неэффективные банки из-за наличия больших банковских маржей, что приводило к установлению недоступно высоких процентных ставок. Однако и в этой области ситуация постепенно стабилизируется. Летом 1996 года ставки краткосрочного денежного рынка резко понизились, в течение же следующего года превышение ставки ссудного процента над стоимостью иностранных займов упало с 5—7% до 1—2%. Это создало условия для роста инвестиций, но одновременно и большую угрозу выживанию мелких банков. Отсюда неизбежно актуализировался вопрос консолидации банковского сектора.
Одновременно с НБ Хорватии 25 июня 1991 года, в день провозглашения независимости Словении, был основан Банк Словении. В октябре 1991 года введена национальная валюта — толар. Закон о Банке Словении был принят 25 июня 1991 года, а его устав — 15 декабря 1992 года.
В 1991 году после распада Югославской Федерации прекратила существование группа Люблянска Банка из-за серьёзных проблем с ликвидностью. Тогда правительство приняло меры по её спасению, а также вызволению из трудностей двух коммерческих банков Кредитив Банка Марибор и Комерчиальна Банка Нова Гори-ка (в последующем произошло их слияние).
Валютные вклады банков в бывшем Центральном банке Югославии были конфискованы Белградом в то время, когда в результате экономического спада банки испытывали проблемы с безнадёжными кредитами. Три года спустя правительство приняло обязательства по депозитам и безнадёжным ссудам, провело рекапи-тализацию банков путём эмиссии казначейских процентных облигаций с 30-летним сроком погашения и учредило Агентство по санации банков с целью поглощения, реструктуризации и последующей приватизации.
В результате распада группы Люблянска Банка и учреждения новых местных банков в стране образовалось 34 банка, что слишком много для страны с 2-миллионным населением. С целью стимулирования слияний и поглощений в сентябре 1995 года ЦБ увеличил минимальные требования к собственному капиталу банков для получения генеральной банковской лицензии на совершение банковских операций до 60 млн марок (44,4 млн долларов), но процесс консолидации осложняется тем, что многие банки ревностно отстаивают свою независимость. Отрицательной стороной этого решения стало непроизвольное ограничение присутствия на местном банковском рынке иностранных банков. Так, например, Сосьете Женераль открыл банк лишь с лицензией на ограниченный перечень операций. Выходом из этой ситуации является разрешение иностранным банкам открывать, кроме дочерних фирм, ещё и отделения. Это позволит усилить на местном рынке банковских услуг конкуренцию, что будет способствовать консолидации банковского сектора.
* * *
Таким образом, для банков Хорватии и Словении характерны проблемы, практически одинаковые для стран на переходном этапе. Правительства рассматриваемых стран предприняли серьезные усилия и произвели значительные финансовые вливания для компенсации владельцам средств на валютных счетах, замороженных Центральным банком СФРЮ при распаде государства, а также
для рекапитализации испытывающих трудности банков и реструктуризации всей банковской системы. Ценовая стабильность в этих странах делает их банковские системы привлекательными для иностранных банков, но процесс финансово-экономического развития и интеграции молодых государств с высоким потенциалом в западноевропейскую финансовую систему сдерживается политической нестабильностью в регионе.
Смотрите также
Денежная реформа в Республике Казахстан
Вся
история денежных доктрин показывает, что и их появление и борьба определялись,
как правило, конкретными практическими задачами, ответа на которые требовало
развитие хозяйственных отноше ...
Банковская система Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития
Тема данной курсовой работы –
Банковская система Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития. Эта
тема была выбрана не случайно, в виду ее актуальности. Ведь банки – это одно из
це ...
Банковская прибыль и ликвидность
Данная тема представляется актуальной,
поскольку банковская система - одна из неотъемлемых структур рыночной экономики.
Современная банковская система - это важнейшая
сфера национально ...